Далеко не каждая пара, вступая в брак, может позволить себе купить квартиру, приобрести индивидуальный дом. Есть ли у молодых семей другие варианты быстрого решения жилищной проблемы?
В давние времена в крепких деревнях дома для молодых строили всем миром. Друзья, родственники, соседи собирались и дружно, разом возводили новую избу, где селились новобрачные.
В наше время роль «мира» взяло на себя государство. Действующая в рамках приоритетного национального проекта «Жилище» подпрограмма «Молодой семье – доступное жилье» (далее Подпрограмма) с практикой социальных выплат для приобретения собственных квартир и домов успешно зарекомендовала себя за последние десять лет.
На что можно потратить социальную выплатуНа какую сумму можно рассчитыватьНеобходимый пакет документовКак это делается в МосквеПроблемы и «подводные камни»Молодая была немолода…Скандал с ипотекойИмеет ли смысл?Нормативные правовые актыПолезные ссылки по теме
Законные основания
Установка на решение демографической проблемы и забота о будущем государства привела к созданию ряда приоритетных национальных проектов. Одна из них направлена на формирование комфортных условий проживания.
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, разработана для решения жилищной проблемы в целом. Одна из ее подпрограмм «Молодой семье – доступное жилье» нацелена на содействие молодым семьям в приобретении «семейного гнездышка» - дома или квартиры, что позволит одним усилием снизить социальную напряженность среди наиболее активной части населения, выправить демографическую ситуацию и активизировать систему жилищного ипотечного кредитования.
В рамках национального проекта молодым семьям – участникам Подпрограммы в порядке очередности выделяются средства на частичную оплату приобретаемого жилья или строительство собственного дома. Предполагается в 2012-2015 годах обеспечить жильем 172 тысячи семей, потратив на строительство 313,13 млрд. рублей.
Источники финансирования:
- 28,18 млрд. рублей из федерального бюджета;
- 65,76 млрд. рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- 219,19 млрд. рублей собственные и заемные средства молодых семей.
Как видно из приведенных данных, 70% денежных выплат ложатся на семьи, а 30% выдаст государство.
Что можно получить:
- денежные средства на приобретение жилья эконом класса или на строительство собственного скромного дома.
Кто имеет право:
- молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие начальный капитал или доходы.
Механизм получения социальных выплат (кроме Москвы):
- постановка на учет в регионе в качестве участника Подпрограммы;
- получение свидетельства в порядке очередности и передача его в уполномоченный банк;
- подбор жилища и оплата по договору купли-продажи через уполномоченный банк с добавлением 70% собственных средств.
Региональные программы содействия молодым семьям, разработанные на основе федеральной целевой программы «Жилище», действуют в 80-ти субъектах Российской Федерации. Однако, организовывая деятельность по данному направлению, каждый регион ориентируется на собственные возможности и приоритеты, устанавливает льготный порядок очередности.
В Москве алгоритмы выполнения подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» соблюдаются не буквально, а с некоторыми вариациями, сохраняя в целом принципы и задачи, установленные федеральной целевой программой. В частности, молодым семьям социальные выплаты не выдаются, а разрешается приобрести по льготным ценам недвижимость в Москве, которая является собственностью города. При сделке купли-продажи столичный регион обходится без посредника, в качестве которого обычно выступает уполномоченный местными властями банк. Трудно однозначно оценить такую политику, добавлю лишь, что Москва – единственный регион, кто не запрашивал денег из федерального бюджета на реализацию Подпрограммы в 2012 году.
В Подмосковье программа по содействию в приобретении жилья развернута в классическом варианте.
В Санкт-Петербурге еще в 2001 году был принят закон «О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье"», который постоянно изменяется и дополняется. Судя по тому, что действие данного нормативного акта ограничено периодом с 2001 по 2012 год, а федеральная программа продлена до 2015 года, следует ожидать изменений в ближайшее время.
Рассмотрим подробнее условия участия и механизмы реализации подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье», определенные федеральным законодательством, которые должны соблюдаться в каждом регионе.
Кто имеет право на участие в подпрограмме «Молодой семье – доступное жилье»?
Для участия в Подпрограмме необходимо соответствовать трем граничным условиям: обладать молодостью, нуждаться в жилье и иметь стартовый капитал.
1. Требования к возрасту
На федеральном уровне молодой семьей считается полная либо неполная (родитель и ребенок) семья, в которой возраст каждого члена не превышает 35 лет.
Москва готова посодействовать в приобретении жилья 35-летнему москвичу со стажем семейной жизни не менее одного года, решившему купить квартиру в столице: в требовании к возрасту действует формулировка «не старше 35 лет (включительно)». Под «включительно» имеется в виду целый год до следующего дня рождения, 36-летия.
В Московской области списки очередников на получение социальных выплат из числа участников Подпрограммы формируются каждый год. Возраст членов семьи, претендующей на участие в подпрограмме, не должен превышать 35 лет на день принятия решения о включении в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом (читай - следующем) году.
В Санкт-Петербурге граничное условие по возрасту установлено более четко: в программе могут участвовать супруг или супруга, не достигшие 35-летнего возраста. К ним же относятся и одинокие родители с несовершеннолетними детьми, составляющие неполную молодую семью.
2. Официальное признание нуждающимися в жилье
В интерпретации федеральной программы таковыми являются семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 марта 2005 года. Те, кто не стоял на учете до оговоренной даты, могут принять участие в Программе на условиях, установленных региональной властью.
Какие-то общие принципы выделить довольно трудно, ведь даже размеры учетного норматива жилой площади на одного проживающего варьируется в разных городах весьма значительно. Например, в Санкт-Петербурге жилищные условия признаются недостаточными, если учетная площадь на человека составляет менее 9 кв.м.; в Челябинске – менее 10 кв.м., в Череповце и Владивостоке – 13 кв.м., в Оренбурге – 12,5 кв.м. и так далее.
В Подмосковье минимально допустимая для проживания площадь составляет 10 кв.м., причем для определения уровня обеспеченности суммируется общая площадь помещений, на которых проживают супруги, и жилых помещений, находящихся в их собственности.
В Москве нуждающимися в жилье признаются граждане России, проживающие на территории столицы не менее 10 лет при условии наличия менее 10 кв.м. общей жилой площади на каждого члена семьи (18 кв.м. в коммунальной квартире), либо обитающих в ветхих домах, не подлежащих ремонту и реконструкции и не имеющие в собственности жилых помещений. Под общей жилой площадью понимается площадь квартиры без балконов, ниш, лоджий и кладовок.
3. Наличие достаточных собственных средств или доходов
Молодая семья, претендующая на участие в жилищной программе, должна доказать, что имеет возможность купить жилье при частичном добавлении средств из городского или федерального бюджетов. Как правило, региональные комиссии ежегодно, при составлении списков очередников на планируемый год, просят предоставить свидетельства о имеющихся накоплениях, собственности, либо об уровне доходов, позволяющих получить кредит от любых физических и юридических лиц. Сюда же приплюсовывается материнский капитал.
Размеры достаточных накоплений и порядок их определения устанавливаются местным органом власти, поскольку платежеспособность молодых семей зависит, в том числе, от текущей стоимости квадратного метра жилья в регионе.
В Москве следует отложить от 20 до 60% стоимости приобретаемой квартиры, либо иметь совокупный доход, позволяющий взять кредит. В Московской области и других регионах молодой семье необходимо иметь деньги в сумме, большей средней стоимости жилья за вычетом суммы социальной выплаты.
Кроме того, признаком достаточного дохода с точки зрения региональных властей является:
- наличие у молодой семьи банковских вкладов;
- наличие в собственности жилых помещений, земельных участков, а также транспортных средств.
Сомневающимся в своей финансовой состоятельности имеет смысл зайти в местный банк, посчитать ипотечный кредит за вычетом субсидии. Совокупный семейный доход должен превышать получившуюся сумму.
На что можно потратить социальную выплату
Социальные выплаты можно добавить к собственным средствам, чтобы купить жилье или оплатить договор строительного подряда на возведение собственного дома.
Социальной выплатой можно осуществить последний платеж паевого взноса в жилищный кооператив или первоначальный взнос при получении ипотечного или жилищного кредита на приобретение квартиры или строительство индивидуального жилого дома.
Деньгами по социальной выплате можно расплатиться за услуги уполномоченной организации на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья.
Кроме того, молодые семьи, стоящие на учете в качестве участников Подпрограммы и успевшие взять квартиру в ипотеку или кредит до 1 января 2011 г., социальной выплатой могут погасить основную сумму долга с процентами.
Ни при каком варианте использования субсидии на руки деньги не отдают. Когда доходит очередь на получение социальной выплаты, молодой семье выдается свидетельство (сертификат) о праве его получения. Полученное свидетельство надо сдать в банк, одобренный региональным органом власти (в Московской области это «Возрождение»), и заключить с ним договор на открытие и обслуживание счета. Банк будет совершать все необходимые перечисления от имени семьи. Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве, за это время надо успеть найти подходящий дом или квартиру, что не так просто. Метраж должен быть не меньше установленного (см. ниже), квартира или дом должны находиться в частной собственности без обременения навечно прописанными жильцами или невыплаченной ипотекой.
На какую сумму можно рассчитывать
Для молодой бездетной семьи минимальная социальная выплата составляет 30% расчетной (средней) стоимости жилья. При наличии несовершеннолетних детей сумма социальной выплаты возрастает до 35%. Исключение – последний взнос за кооператив. Больше суммы остатка паевой задолженности власти не дадут.
Расчет жилья осуществляется на дату выдачи сертификата, исходя из стоимости общей площади и нормы выдачи, которая составляет: 42 кв. метра на бездетную семью или одинокого родителя с ребенком; по 18 кв.м. на члена семьи из 3-х и более человек. Стоимость квадратного метра зависит от региона, дома (блочный, монолитный, кирпичный и др.), сезона и многих других факторов. Так, по данным Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в январе 2010 года жилье эконом-класса оценивалось в 21500 рублей за кв.м. в Подольске и 15000 за кв.м. в г. Чехове.
Необходимый пакет документов
Вопрос об участии молодой семьи в подпрограмме по улучшению жилищных условий рассматривается на основании следующих документов:
- заявление по установленной форме в двух экземплярах; у заявителя должен храниться один экземпляр заявления с отметкой о дате приемки с перечнем приложенных документов;
- копия паспортов каждого члена семьи, либо иных документов, удостоверяющих их личность;
- для полной семьи - копия свидетельства о браке;
- документ о факте признании молодой семьи как нуждающейся в жилище;
- документы о наличии доходов, позволяющих взять кредит, или достаточного капитала в размере, позволяющем оплатить расчетную стоимость жилья за вычетом социальной выплаты.
Сверх перечисленного, участники программы, взявшие квартиру в ипотеку до 1 января 2011 года и планирующие потратить социальную выплату на погашение долга, должны представить:
- копию кредитного договора, заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно;
- документ, свидетельствующий, что на момент заключения кредитного договора семья стояла на учете как нуждающаяся в жилом помещении;
- справка кредитора о сумме остатка основного долга и задолженности по процентам.
Как это делается в Москве
В Москве с 2010 года введен в действие третий этап программы "Молодой семье - доступное жилье", утвержденный постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП. В данном документе объединено несколько подпрограмм ФЦП «Жилище», включая обеспечение жильем молодых специалистов – работников государственных бюджетных органов г. Москвы, талантливых ученых и др. Но право приобретения квартиры на льготных условиях относится только к молодой семье, подпадающей под определение федерального нормативного акта.
Организация выполнения федеральной подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» в Москве строится по несколько иным принципам, нежели в других городах. Те, кто присмотрел уютную квартирку в районе Тверской или на Фрунзенской набережной, могут не рассчитывать на помощь государства. Московский паспорт Подпрограммы начинается словами: «Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы», и на другие ресурсы типа коммерческого жилья или квартир в частном владении не распространяется. Также в Москве установлены более жесткие требования к семье: необходимо наличие детей, либо стаж в зарегистрированном браке не менее года. Кроме того, в Программу принимаются только граждане Российской Федерации и коренные москвичи, то есть один из супругов должен иметь не менее 10 лет постоянной регистрации в Москве.
Что предлагает столица? Два примерно равнозначных варианта: приобрести квартиру у города в рассрочку или приобрести квартиру в ипотеку. В первом случае квартира остается в собственности Москвы до полного выкупа; во втором – передается молодой семье по традиционной ипотечной схеме. Никаких дотаций, субсидий и прочих денежных вливаний просто за факт пребывания в браке, как это задумывалось на федеральном уровне, московской семье не положено. 30% долга списывается за рождение каждого ребенка; при наличии на момент заключения договора трех и более детей, стоимость квартиры изначально рассчитывается на 30% меньше.
Квартира, предоставляемая молодой семье для проживания и выкупа, площадью должна быть не меньше федерального норматива: 42 кв.м. на семью из двух человек; по 18 кв.м. на каждого, если семья насчитывает более 3-х членов. При расчете учитывается наличие у членов молодой семьи жилых помещений, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования. Под «самостоятельным правом пользования» имеется в виду, что член семьи - собственник помещения, либо наниматель по договору социального найма.
Чтобы купить квартиру в рассрочку или приобрести по ипотеке, молодой семье необходимо встать на учет в окружном отделе Департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы и получить статус «нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ». Требования к соискателям изложены в законе города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и, в целом, сводятся к проживанию на площади меньше учетной нормы (10 кв.м. общей площади или 18 кв.м. в коммуналке), наличию российского гражданства для всех членов семьи и московской регистрации по месту жительства не менее 10 лет при не ухудшении жилищных условий в течение 5 лет.
Чтобы купить жилье на льготных условиях, необходимо представить в окружной отдел указанного Департамента заявление о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также копии следующих документов (с предъявлением их оригиналов):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность каждого члена семьи, российское гражданство и место жительства;
- свидетельство о браке и другие документы о степени родства лиц, указанных в заявлении;
- о наличии жилых помещений за пределами Москвы, находящихся в собственности или в социальном найме членов семьи на протяжении последних пяти лет и пригодных для постоянного проживания, либо пояснение в заявлении, что таких помещений не имеется.
В общем случае, для оформления в режиме одного окна этих бумаг достаточно: копию финансово-лицевого счета, выписку из домовой книги и справку о проверке жилищных условий Департамент запросит самостоятельно. Единственно, если в течение последних 10 лет заявитель переезжал в границах Москвы, надо принести выписки из домовой книги по предыдущим местам регистрации. Также не вредно представить документы, которые, по вашему мнению, могут повлиять на решение Департамента о признании нуждающимися в содействии города Москвы.
В случае положительного решения, семья ставится на очередь, а сведения о ней заносятся в Реестр участников городских жилищных программ. Чтобы узнать, как продвигается очередь, и удалось ли попасть в текущий год, необходимо обратиться в окружное отделение Департамента.
Дождавшись своей очереди, молодая семья заключает с Департаментом политики и жилищного фонда г. Москвы договор купли-продажи: а) с рассрочкой платежа сроком до 15 лет при единовременной оплате от 20% до 60% от выкупной стоимости; б) на условиях кредитной организации, выбранной молодой семьей, по предоставлению ипотечного жилищного кредита.
Наличие детей в семье, рождение или усыновление является поводом для уменьшения суммы долга на 30% в первом случае; в случае ипотеки общается поддержка из бюджета города Москвы.
Проблемы и «подводные камни»
В паспорте Московской программы «Молодой семье – достойное жилье» не напрасно заявляется о намерении преодолеть «неоправданные ожидания молодежи и тенденции социального иждивенчества». Столь образные для официального документа выражения отражают общепринятое мнение, что недвижимость в Москве, это не насущная необходимость, а счастье, за которое надо бороться, поэтому барьеров на пути к участию в программе наставлено предостаточно.
Серьезным препятствием к постановке на учет является регистрация в квартире на постоянной основе супруга. Казалось бы, что может быть естественнее? Однако, согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ, такие действия могут рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и караться не принятием на учет в течении пять лет.
Препятствием может быть требования к минимальной учетной площади при наличии жилья в собственности за пределами столицы. Например, было отказано в постановке на учет молодой семье, проживающей с родителями мужа, в которой свекор имел долю в квартире в Воронеже. Скрывать сведения о владении жильем нет смысла, поскольку в Росреестре имеются данные на всех собственников.
Не стоит рассчитывать на квартиру в пределах кольцевой автодороги. Молодым семьям предоставляется широкий выбор практически по всем направлениям движения железнодорожного транспорта: Балашиха, Подольск, Люберцы, Чехов, Лобня, Мытищи, Железнодорожный.
Молодая была немолода…
Обиднее всего, почти дождавшись своей очереди, преодолеть возрастной барьер. При формировании ежегодных списков претендентов на получение свидетельства на содействие государства в приобретении жилья, региональные комиссии безжалостно вычеркивают повзрослевших очередников из состава участников Подпрограммы. Обращаться с претензиями в суд бесполезно.
Минрегионразвития России было подготовлено письмо № 23312 - СП/07 от 07.06.2010 г. с разъяснениями понятия «молодая семья»: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не должен достигать 36 лет на день принятия региональными властями решения о включении молодой семьи – участницы Подпрограммы в списки на текущий год. Чтобы не было лишних проблем, региональным комиссиям настоятельно рекомендуется получить от молодой семьи письменное согласие на такие условия участия в Подпрограмме.
В письме Минрегионразвития прямо говорится, что государство не заинтересовано сохранять право молодой семьи - участницы Подпрограммы на получение социальной выплаты свыше установленного возраста, не зависимо от продвижения очереди.
Скандал с ипотекой
О тенденции ужесточения условий реализации подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» свидетельствует скандал с ипотекой. На первом этапе действия Подпрограммы (2002 – 2010 гг.) социальная выплата могла быть потрачена на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, если кредитный договор заключался в период, когда семья уже была признана нуждающейся в содействии государства в приобретении жилья. В Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» на 2011-2015 годы этот пункт был исключен. На первый взнос за ипотеку бюджетные деньги потратить было можно, а на погашение долга, даже если договор ипотеки был заключен с участником Подпрограммы в процессе ожидания своей очереди – не положено!
В региональных комиссиях быстренько сориентировались и принялись исключать из списков семьи, взявшие квартиру в ипотеку. Формально власти были правы: такие семьи фактически владели квартирами и, следовательно, в улучшении жилищных условий не нуждались. Когда первых ипотечников стали исключать из Подпрограммы, поднялась волна возмущений. Полетели обращения в Правительство, Президенту, в Общественную палату РФ. Возмущенная молодежь «обрушила» сервер Минрегионразвития, на местах прокатились митинги и демонстрации.
Власти вовремя спохватились - ведь Подпрограмма предоставления жилья молодежи изначально была нацелена на снижение социальной напряженности, а получилось как всегда. В результате постановлением Правительства от 14.07.2011 № 575 был дополнительно введен в действие пункт Правил, по которому социальная выплата могла расходоваться: «е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г.». Справедливость как бы была восстановлена, но в списки получения социальной выплаты на 2011 год ипотечники, чья очередь почти подошла, не попали: списки формируются в апреле, а постановление вышло в июле.
Имеет ли смысл принимать участие в подпрограмме «Молодой семье – доступное жилье»?
Лишних денег не бывает. Собрать необходимые документы, отмечаться каждый год, одновременно откладывая из зарплаты или других источников – не такая уж большая работа за перспективу получить свыше полумиллиона рублей на новую квартиру. Согласно официальным данным, в 2009 году стоимость небольшой двухкомнатной квартиры равнялась средней годовой зарплате трех человек за четыре года и 9 месяцев. В молодой семье работает один, максимум два члена, больше половины зарплаты вряд ли удастся отложить. Таким образом, сроки накопления капиталов на покупку квартиры без помощи государства отодвигаются на десятилетия, и уже не молодая семья имеет шансы въехать в новое жилище вместе с внуками.
С другой стороны несколько настораживает тот факт, что в паспорте подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» на 2011-2015 годы сквозит искренняя забота об участниках Подпрограммы, вставших на очередь до 2005 года. Значит, они до сих пор не получили вожделенную социальную выплату.
В настоящее время на жилищном учете только в городе Москве состоит около 34 тысяч молодых семей, удовлетворяющих условиям участия в Подпрограмме. За 2006-2008 годы им было предоставлено по договорам купли-продажи 8736 квартир.
19 марта 2012 года состоялось заседание в Минрегионразвития, на котором распределяли субсидии на сумму чуть меньше 5 триллионов рублей среди 79 регионов России, подавших заявки на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Наибольшее финансирование получил Алтайский край – более 500 миллионов рублей; наименьшее – Чукотская А.О. (всего 389 тысяч рублей). Московской области выделено 83 миллиона рублей, Санкт-Петербургу и Ленинградской области – около 13 и свыше 37 миллионов рублей соответственно.
Зачем это нужно государству? Тайный смысл Подпрограммы изложен вполне доходчиво в его паспорте: привлечение на развитие жилищного строительства, помимо государственных вложений, собственных денежных средств населения (молодоженов и их родителей), капиталов кредитных организаций, банков, осуществляющих выдачу ипотечных жилищных кредитов. Не забывайте: из бюджета тратиться лишь 30%; остальные 70% средств на строительство отдает население. Хоть и не в полной мере, но основные механизмы Подпрограммы работают, бюджетное финансирование выделяется почти без опозданий, значит, это направление будет развиваться и дальше.
Нормативные правовые акты
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 г. № 575 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы»;
Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП «Третий этап московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и задания до 2015 г.»;
Постановление Правительства Московской области от 10.11.2009 № 937/46 «Правила предоставления молодым семьям – участницам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы» социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома»;
Закон Санкт-Петербурга от 21 октября 2011 года № 593-118 «О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье"» (последняя редакция от 21 октября 2011 года № 593-118).
Полезные ссылки по теме
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, официальный сайт: http://housing.mos.ru/
Форум на портале «Молодая семья»: http://www.ohome.ru/forum/index.php
Сайт федеральной целевой программы «Жилище»: http://www.fcpdom.ru/prog.php
Комментарии
(137)#Последние комментарии на сайте