С 22 мая по 29 мая 2017 года в Центральном Доме архитектора состоится международный архитектурный форум «Пальмира, которой нет…». Пальмира является символом культуры древнего мира. Недаром на обложке учебника по истории древнего мира за 5-й класс изображена пальмирская арка перед колоннадой.
Таким образом, события в Сирии, особенно в Пальмире, глубоко трогают сердца российских граждан. Мы не можем безучастно смотреть на происходящие процессы, уничтожающие культурное наследие всего человечества.
Проведение Международного форума инициируется архитекторами России, глубоко переживающими за последствия гражданской войны в Сирийской арабской Республике, за варварское уничтожение всемирно известных памятников архитектуры, за судьбы мирных жителей в разрушенных войной городах…
Организатор форума: Союз архитекторов России при содействии фотографического холдинга «Пролаб».
В рамках форума впервые будет представлена выставка уникальных фотографий Пальмиры, снятых до 2014 г., а также фотографии Пальмиры XIX века из архивов Академии наук РФ.
Собрание фоторабот Пальмиры, выполненных в последние предвоенные годы, приобретает сегодня особую значимость – эти документы фотофиксации состояния памятников архитектуры необходимы при разработке проектов восстановления и реставрации. Особое значение уделено объектам Пальмиры, восстановление которых становится знаковым символом возрождения Сирии.
Цели форума:
1. Ознакомить профессиональную общественность и заинтересованную, не безразличную, аудиторию:
- с довоенной Пальмирой, Дамаском и др. древними городами Сирии, представив профессиональную фотографическую выставку работ (материалов фотофиксации памятников);
- с комплексными планами ЮНЕСКО по координации международной помощи с целью сохранения культурного наследия Сирии;
- с деятельностью специальных подразделений Министерства обороны РФ по освобождению территорий исторических городов и Пальмиры от взрывоопасных сюрпризов, оставленных боевиками запрещенной в РФ организации ЭГИЛ;
- с деятельностью «Директората древностей и музеев Сирии» и оценкой ущерба, нанесенного памятникам музейного комплекса Пальмиры;
- с деятельностью Международного фонда «АРАМЕЯ» (Лондон), в создавшихся условиях и его стратегическими планами восстановления Сирии.
2. В рамках широких профессиональных дискуссий (круглых столов), с участием архитекторов, искусствоведов археологов, политиков, строителей, технологов, юристов и др. еще раз:
- определить статус Пальмиры в мировом культурном наследии;
- оценить ее значимость и влияние на архитектурное, художественное, культурное и технологическое развитие региона Ближнего востока и Средиземноморья во времена расцвета Пальмиры;
- оценить культурологическую значимость древнего памятника – исторического ансамбля Пальмиры для современного общества и будущих поколений;
- выработать технологию музеефикации утраченных памятников и их деталей с учетом современных возможностей, включая 3D-моделирование;
- оценить материальный, культурологический и духовный ущерб, нанесенный мировому культурному наследию деятельностью запрещенной в РФ организации ЭГИЛ;
- выработать первоочередные эффективные мероприятия по объединению действенных мер по реализации плана восстановления древних городов Сирии;
- выработать политический и экономический механизмы страховки от возможных аналогичных проявлений агрессии в отношении мировых ценностей, полученных нами от талантливых далеких предков;
- выработать обращение от форума к Международному культурному и политическому сообществу в поддержку решений Форума и присоединении к его дальнейшей работе.
3. Вовлечь мировую политическую и профессиональную общественность в общественное движение по сохранению мировых общекультурных ценностей для потомков:
- проведение в 2017 г. при поддержке Международного фонда «АРАМЕЯ» в Лондоне выездной сессии Форума с демонстраций фотовыставки «Пальмира».
- проведение в 2017 г. при поддержке Международного союза архитекторов в Сеуле (на международном конгрессе архитекторов) выездной сессии Форума с демонстраций фотовыставки «Пальмира».
- организовать другие мероприятия Форума по решению орг. комитета Форума.
Краткая справка по Пальмире:
Древний город, известный как Пальмира, возник на пересечении торговых путей, соединявших восток – Месопотамию и Персидский залив с западом - берегом Средиземного моря. Здесь формировались караваны, хранились персидские, индийские, финикийские, греческие и римские товары. О влиянии города говорит и предоставление ей римскими императорами административной и военной самостоятельности. После эдикта Каракаллы, Пальмира получила итальянское право, в основе которого лежали греческие традиции. Официальными языками города были греческий и арамейский. Пальмира долгое время была союзником Рима против Персии и в какой-то период правила восточными землями от его имени.
Своего расцвета Пальмира достигла при царице Зиновии, которая покорила Египет и владела значительной частью Малой Азии. Стремившаяся к независимости от Рима Зиновия была в 273 году повержена императором Аврелианом. Пальмира была разрушена, а изменение направления торгового пути, который прошел через Алеппо на Евфрат, сделало не целесообразным ее восстановление. Нашествия арабов в 700-е годы завершили разрушения города.
Затерянная в пустыне древняя Пальмира сохранила памятники культуры эпохи эллинизма. Главная улица Пальмиры обозначена монументальными колоннами и арками. К ней примыкает площадь для публичных собраний. Античная арка, расположенная в центре города служила входом в театр. Сохранился храм Бэла.
Считается, что Пальмиру для европейцев вновь открыл итальянский путешественник XVII века Пьетро делла Балло. Несколько лет спустя Пальмиру посетил Жан-Батист Таверье (1630). Около 1678 года сюда попала группа захваченных бедуинами в плен английских купцов из Алеппо. Спустя 13 лет вместе с купцами прибыл в Пальмиру английский пастор Галифакс. Он первым скопировал надписи на неизвестном ему языке. Над расшифровкой текстов, собранных английской археологической экспедицией Г.Доукинса и Р.Вуда в середине XVIII века работали французский ученый Ж.Ж. Бартелеми и англичанин Дж. Свинтон. В это время после публикации в Англии изображений памятников в Европе возник широкий интерес к утраченному городу.
В 1881 году князь Семен Абамелек-Лазарев, русский археолог и историк искусства профессор Петербургского университета Адриан Прахов, присоединившийся к ним художник Василий Поленов начали длинное путешествие на восток. Его результатом стало открытие в 1882 году уникального документа, датированного 18 апрелем 137 года н.э., так называемого пальмирского тарифа, составленного на двух языках: арамейском и греческом, сыгравшего большую роль в исследовании арамейского языка. В 1884 году Абамелек-Лазарев издал по результатам раскопок книгу «Пальмира».
Систематические научные археологические исследования Пальмиры, начались только в XX веке. В 1900 году Русский археологический институт в Константинополе направил в Пальмиру специальную экспедицию под научным руководством археологов Ф.Ю. Успенского, Б.В. Фармаковского и П.К. Коковцева. Профессор Б.В. Фармаковским исследовал образцы пальмирской живописи фрески фамильной погребальной пещеры Мегарет-Абу-Схейль, дающие материал для исследователей происхождения и развития христианской иконографии. Благодаря стараниям академика П. К Коковцова и русских дипломатов огромный известковый камень, найденный и описанный Абамелек-Лазаревым, в 1901 году попал в Эрмитаж.
С 1902 по 1917 год в районе Пальмиры работала немецкая археологическая экспедиция, возглавляемая Т. Вигандом, по результатам работы которой в 1932 году было выпущено академическое исследование.
После первой мировой войны ведущая роль в исследованиях Пальмиры принадлежала уже французским археологам: Г. Сейриг, Ж. Кантино, Р. Ами, Ж. Старки, Д. Шлюмберже, Э. Билль…
Пальмирские надгробные камни, скульптуры и артефакты украшают многие музеи мира. Изображения памятников вошли в мночисленные популярные и специальные издания. Комплекс Пальмиры стал неотъемлемой частью мировой культуры.
В конце ХХ века сирийский Департамент археологии отреставрировал в юго-восточном некрополе несколько подземных гробниц, случайно открытых при прокладке нефтепровода, ведущего из Ирака через Сирийскую пустыню к портам Средиземного моря.
Археологические памятники Пальмиры включены в списки культурного наследия ЮНЕСКО в 1980 году, как обладающие выдающейся универсальной ценностью по трем критериям: Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения; Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов; Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
С началом конфликта, специалисты по культурному наследию Сирии организовали эвакуацию коллекций произведений искусства и артефактов, а также работу по их сохранению в музеях "сейфах и археологических хранилищах. Нехватка ресурсов серьезно осложняла работу специалистов.
В 2012 году Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова призвала вовлеченные в конфликт стороны обеспечить защиту выдающегося культурного наследия Сирии. Она отметила, что ЮНЕСКО готова оказать помощь в подготовке технической экспертизы для оценки ущерба объектов наследия, в подготовке и реализации мероприятий по охране, а также по восстановлению поврежденных памятников культуры в пределах, допускаемых обстановкой в регионе. ЮНЕСКО будет продолжать координировать международные усилия по пресечению незаконного оборота сирийских объектов культуры. Уничтожение культурного наследия сирийского народа является потерей для всего человечества.
В июне 2013 года на 37-ей сессии Комитета всемирного наследия в Камбодже, шесть объектов всемирного наследия в Сирии были внесены в Список всемирного наследия находящегося под угрозой. Это свидетельствовало о серьезных угрозах, с которыми сталкивается наследие страны. События в Сирии показали сложность какого-либо вмешательства для защиты культурного наследия во время военных действий.
В марта 2016 после освобождения Пальмиры экспертами по оценке утрат ЮНЕСКО с участием российских специалистов были определены первоочередные мероприятия по сохранению культурного наследия Пальмиры. 13 апреля 2016 глава Генерального директората древностей и музеев Сирии Мамун Абдулкарим сообщил о начале предварительного обследования по оценке ущерба территории и музея в Пальмире. ЮНЕСКО разработала комплексные планы действий по координации международной помощи в целях сохранения культурного наследия Сирии.
27 апреля 2016 эксперты ЮНЕСКО подвели итоги исследования сохранности грандиозной колоннады и агоры. Они подтвердили разрушение триумфальной арки и Храма Бала. Члены миссии почтили минутой молчания в память о погибших, убитых в Амфитеатре. Часть памятников к этому времени не была разминирована и не могла быть обследована. Тем не менее, Миссия пришла к выводу, что, несмотря на уничтожение нескольких знаковых сооружений, Пальмира сохраняет большую часть своей целостности и подлинности. ЮНЕСКО будет работать со своими партнерами для принятия чрезвычайных мер меры по охране.
20 января 2017 были получены сведения о новых военных преступления и новых потерях объектов культурного наследия. 3 марта 2017 года Генеральный директор ЮНЕСКО призвала обеспечить возможность длительных археологических раскопок и активизировать усилия по защите сирийского наследия в целом.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте