30.01.2025
Ликбез по недвижимости
30.01.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Недавно глава московского метрополитена Дмитрий Гаев привел данные, из которых следует, что затраты на строительство метро в Москве доросли до европейских расценок. При этом на данный момент московский метрополитен продолжает испытывать дефицит средств. Учитывая такую конъюнктуру, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», есть высокая вероятность, что очередное подорожание проезда на метро, которого, скорее всего, стоит ждать, как обычно, к 1 января следующего года, будет выше, чем имело место в начале этого года. А значит, со следующего года проезд в столичной подземке может стоить 30 рублей или даже больше.

Для начала следует отметить, что темпы подорожания проезда на метро растут уже третий год подряд. Так, в начале 2010 года 1 поездка в метро подорожала на 18% против подорожания на 15%, которое имело место в начале 2009 года. А в начале 2008 года проезд на метро подорожал всего на 11%. При этом, инфляция по итогам 2007 года составила 12%, по итогам 2008 года – 13%, а в 2009 году – менее 9%. Таким образом, московские власти с каждым годом не только увеличивают плату за проезд на метро, но и увеличивают темпы этого подорожания, причем они уже даже стали заметно превышать темпы инфляции.

Электроэнергия и пассажиропоток

Так если в 2008 и 2009 годах подорожание проезда на метро находилось примерно на уровне инфляции, то подорожание начала 2010 года превысило инфляцию вдвое или на 9%. Примечательно, что, по словам руководителя Департамента экономической политики и развития правительства Москвы Марины Оглоблиной, основная причина такого подорожания не только рост энерготарифов, но и появление новых станций, так как от ввода новых станций пассажиров не прибавляется, а цена обслуживания метрополитена увеличивается.

Кроме того, на фоне снижения потребности предприятий и организаций города Москвы в сотрудниках на фоне финансового кризиса пассажиропоток московского метрополитена по итогам 2009 года не только не увеличился, а снизился примерно на 6%. И это не удивительно, ведь, объем промышленно производства Москвы по итогам 2009 года снизился на 18%. Между тем, пока значительного оживления производства и бизнеса тоже не происходит. Самый оптимистичный прогноз, который делает правительство Москвы, это удержать экономику столицы от дальнейшего падения. На этом фоне вполне логично ожидать в лучшем случае отсутствия очередного падения пассажиропотока у московского метрополитена, но вряд ли роста.

Однако роста энерготарифов, на который власти Москвы также списывали подорожание проезда в метро, в этом году не избежать. Кроме того, скорее всего, темпы их увеличения снова продемонстрируют рост. Дело в том, что в начале 2010 года рост тарифов на электроэнергию, которая является главным энергоресурсом для московского метрополитена, составил всего 8%, тогда как в соответствии с первоначальными планами правительства России этот рост должен был составить 22%.

Такая коррекция связана с тем, что потребность в электроэнергии в целом по стране на фоне падения объемов промышленного производства снизились. Между тем сейчас, в целом по России промышленность стала возрождаться. Так, по итогам первых двух месяцев 2010 года, по данным Росстата, объем промышленного производства по стране вырос почти на 6%. На этом фоне логично предположить, что правительство России постарается наверстать упущенное в части роста энерготарифов.

Следует отметить, что в планы правительства России по реформированию электроэнеретической отрасли российской экономики входило в пределах 4-5 лет, с 2008 года по 2012 год, поднять тарифы на электроэнергию в 2,1 раза. На данный момент с 2008 года они выросли только в 1,5 раза. Следовательно, в течение следующих 2 лет они должны расти темпами не ниже 18% в год, что, в общем-то, соответствует докризисным темпам подорожания электроэнергии. Ведь, по итогам 2007 года, в начале 2008 года тарифы на электроэнергию выросли на 17%, а по итогам 2008 года, в начале 2009 года – на 19%.

Новое строительство

Таким образом, внешняя конъюнктура провоцирует увеличение темпов роста стоимости проезда на московском метро по итогам 2010 года. Однако для этого есть еще и внутренняя конъюнктура. Как уже отмечалось выше, новые станции метро ведут к удорожанию обслуживания одного пассажира, так как не приводят к пропорциональному увеличению количества пассажиров.

Так, по итогам 2009 года в строй был введен отрезок от станции «Строгино» до станции «Митино» протяженностью 6,3 км. При этом до недавнего времени средняя стоимость введения в строй 1 км двухпутного отрезка метрополитена в Москве составляла, по данным главы московского метрополитена Дмитрия Гаева, 2,2 млрд. руб. Таким образом, в 2009 году на строительство метро было потрачено порядка 14 млрд. руб.

В то же время, на 2010 год запланировано строительство участка от станции «Трубная» до станции «Марьина Роща» протяженностью 3 км, затраты который при стандартных расценках составят 6,6 млрд руб. Кроме того, в течение 2010 и 2011 годов планируется завершение строительства отрезка от станции «Марьино» до станции «Зябликово» протяженностью 4,3 км, которое, по данным Дмитрия Гаева, требует инвестиций в размере от 22 млрд руб. до 25 млрд руб.

Получается, что при строительстве отрезка от станции «Марьино» до станции «Зябликово» на 1 км двухпутного участка метро потребуется от 5,1 до 5,8 млрд руб. или от 127,5 млн евро до 145 млн евро. Подобные расходы выглядят несколько странно на фоне того, что расценки на расходные материалы и рабочую силу после кризиса снизились. Особенно странно это выглядит, учитывая, что в Евросоюзе, по данным Дмитрия Гаева, затраты на строительство 1 км двухпутного участка метро составляют от 80 млн евро до 120 млн евро или от 3,2 млрд руб. до 4,8 млрд руб., то есть меньше, чем требуется при строительстве отрезка от станции «Марьино» до станции «Зябликово».

Можно попытаться объяснить такой рост расходов внедрением на новых станциях новых технологий. Так, по словам Дмитрия Гаева, «все 3 новые станции будут иметь лифты для маломобильных групп граждан, так как требования по установке лифтов теперь действует для всех станций мелкого заложения». Кроме того, «архитектура 3 новых станций соберет в себе все современные технологические наработки», цитирует Дмитрия Гаева ИА «Интерфакс». Возможно, повышенные затраты связаны и со сложностью строительства туннелей под поймой реки Москвы.

Но так или иначе, если отнести на 2010 год половину затрат на строительство участка метро от «Марьино» до «Зябликово», а также добавить затраты на завершение ветки от станции «Трубная» до станции «Марьина Роща», то общие затраты на строительство метрополитена в 2010 году составят от 17,6 млрд руб. до 19,1 млрд руб., что на 4–5 млрд. руб. больше, чем в прошлом году. Наконец, введение в строй станций, оснащенных современной техникой, требует более дорого обслуживания.

Получается, что помимо ухудшения внешней конъюнктуры, в пользу увеличения темпов подорожания проезда в метро говорит и логика внутреннего развития метрополитена. А учитывая тенденцию последних трех лет к повышению темпов подорожания проезда в метро, логично предположить, что в 2011 году подорожание может составить порядка 20%. Другими словами, по мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, с 1 января 2011 года стоимость 1 поездки в место вполне может оказаться 30 рублей или даже более.

Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

На рынке офисной недвижимости Москвы наблюдается рекордно низкая вакансия за последние 16 лет

По прогнозам Nikoliers, текущий уровень вакансии 5,5% будет снижаться в ближайшие несколько лет и достигнет 3,9% к 2027 году. Среди основных причин: острый дефицит предложения.
00
IBC Real Estate, логотип

Рыночные ЗПИФ недвижимости набирают популярность

Стоимость чистых активов рыночных фондов недвижимости в 2024 году увеличилась на треть и приблизилась к отметке в 500 млрд руб.
10
Совхозная ул., д. 10А. Москва, ЮВАО, Люблино

Около тысячи москвичей приступили к осмотру квартир по программе реновации в Люблино

В январе 2025 года жители пяти расселяемых зданий на улицах Армавирской, Краснодонской и Судакова начали осматривать предложенное городом жилье в доме 10А на улице Совхозной.
00
Премиум-квартал МИRА графика

Генеральным подрядчиком премиального дома МИRА стала компания ANTTEQ

Новый проект от MR Group будет построен на участке площадью 1,28 гектара, где возведут три корпуса высотой от 17 до 24 этажей. В непосредственной близости - река Яуза и парк «Акведук».
10
Нагатинская улица, владение 1/4. Москва, ЮАО, Нагатино-Садовники

В районе Нагатино-Садовники началось строительство еще одного дома по программе реновации

Жилой комплекс общей площадью более 47 тысяч квадратных метров появится по адресу: Нагатинская улица, владение 1/4 и будет рассчитан на 414 квартир.
00
Премия Urban логотип

Ваш ЖК — “смертельно опасен”: почему новостройки горят, тонут и падают и как этого избежать

Специалисты первой в России сертификации новостроек Urban Grade рассказали, с какими рисками могут столкнуться новоселы: от безобидных недоразумений до смертельно опасных просчетов, и как их избежать.
00
ЖК Мираполис

В 2024 году сильнее всего подорожали трехкомнатные квартиры и апартаменты

Быстрее всего вырос показатель цены трехкомнатных лотов в премиальном сегменте, тогда как цены в «бизнесе» и «комфорте» вышли «на плато».
00
ИНКОМ-Недвижимость, логотип компании

На рынке новостроек Москвы 85% альтернативных сделок проходят без доплаты

Доля покупок с ипотекой сократилась до 38% в общем объеме; альтернативные сделки в 85% случаев проводятся без доплаты кредитными деньгами и только в 15% с «ипотечным плечом».
00
Объединенное Кредитное Бюро (ЗАО «ОКБ»), логотип компании

Автокредитование единственный сегмент, показавший рост за 2024 год, ипотека упала на 40%

В декабре граждане в общей совокупности по всем сегментам розничного кредитования оформили в банках 2,93 млн кредитов на общую сумму 715,63 млрд руб. Это самый низкий уровень кредитования за последние 2 года.
00
Молодогвардейская улица, владения 54, 58 карта

В Кунцево появилась новая стартовая площадка по программе реновации

Новый дом для переселения по программе реновации возведут в Западном административном округе в районе Кунцево. Площадь новостройки составит 156 тысяч квадратных метров.
00
Краснодарская ул., з/у 18. Москва, ЮВАО, Люблино

Почти 60 новостроек по программе реновации оформлено в столице за год

В 2024 году по программе реновации в Москве было оформлено свыше 1,5 млн квадратных метров жилых комплексов, в которых предусмотрено свыше 14 тысяч квартир.
10
Верхние Поля ул., 19. Москва, ЮВАО, Люблино

Более 30 домов расселено по программе реновации в районе Люблино

Всего по программе реновации в районе Люблино предстоит расселить 152 дома. Около 30 тысяч москвичей получат новые квартиры в современных жилых комплексах.
00
Росреестр

Как вернуть наследство, если оно признано выморочным

По прошествии полугода с открытия наследства имущество, оставшееся после смерти гражданина при отсутствии наследников, приобретает статус выморочного. Что делать наследнику, если он не знал о наследстве и вовремя не принял его?
00
Акулово пос., д. 4. Москва, ВАО, Восточный

Программа реновации: в Восточном завершилось переселение жителей 10 старых домов

После расселения старые дома демонтируют, а на месте сноса возведут новостройки с сопутствующей инфраструктурой для целей программы реновации.
Или войти с помощью: