Урбанисты всего мира активно ищут новые способы превратить полумертвые от застройки и пробок миллионники в жизнеутверждающую среду обитания людей. В России проблема преобразования постиндустриальных мегаполисов тоже выходит на первые роли. Причем специфика наших проектов созвучна мировым трендам урбанизма и заключается не только в переустройстве трафика, общественных и жилых пространств, но и в инновационной модернизации городского хозяйства.
Выбор приоритетов
Общую тенденцию глобальной урбанистики можно описать как поиск соответствия экономики мегаполиса тенденциям глобализации или антиглобализации. Отсюда различие подходов в городском планировании в разных странах мира. Где-то приоритетным становится высотное строительство повышенной плотности и развитие транспорта, а где-то на первое место выходит качество среды обитания горожан-пешеходов. И второй подход постепенно вытесняет первый. Особенно это касается Европы и Америки.
Стремительный процесс урбанизации современных мегаполисов постоянно заставлял пересматривать пути создания устойчивой городской среды. С начала 1980-х на смену идеалу города как бизнес-среды, наводненной автомобилями и офисами-небоскребами, пришли градостроительные концепции, ориентированные на создание комфортного пространства обитания. Эти идеи выразились в формировании принципов так называемой новой урбанистики, которая предполагает малоэтажную застройку, приоритет пешеходов, наличие удобной инфраструктуры, располагающей к неформальному общественному взаимодействию районной планировки. Первым примером нового урбанизма считается город Сисайд, построенный во Флориде по проекту знаменитого урбаниста Андре Дуани.
Большое внимание в концепции организации городской жизни по Дуани уделяется не только эстетике и комфорту среды, но и социально-экономическим факторам: стоимости и доступности жилья, расходам на эксплуатацию и содержание недвижимости и инфраструктуры, перспективности развития территории, совместному проживанию разных социальных групп населения, обеспеченности рабочими местами и т. д. Города и районы, построенные в соответствии с принципами нового урбанизма,— небольшие и компактные. До магазинов, предприятий, оказывающих бытовые услуги и т. п., можно без труда добраться пешком. Новый урбанизм отдает предпочтение велосипеду и пешеходному движению внутри поселения, а не автомобилю.
У каждой единицы такой городской среды есть публичное пространство: так называемое третье место, которое предполагает близость первого места — жилья — и второго — работы. А вот "третье место" выполняет функции одновременно и территории общения, и зоны отдыха, и места работы. До "третьего места" человек обязательно должен дойти пешком. То есть направление "новый урбанизм" предполагает плотную городскую среду, насыщенную социальными коммуникациями. Концепцию "третьего места" разработал социолог Рэй Ольденбург, и она в том числе стала основой бизнес-модели сети кофеен Starbucks.
Последние тренды нового урбанизма связаны прежде всего с появлением поколения потребителей с новыми ценностями (ответственных горожан), повсеместным проникновением цифровых решений (оцифровывание пространства, деятельности и персональных данных), увеличением частоты изменений пространства, среды и человека (например, развитие мобильной городской инфраструктуры с высокой адаптивностью, в том числе "умных" энергетических сетей, беспроводных телекоммуникаций и пр.) и изменением отношения человека к природе (рост экологичности деятельности, быта и пространства).
Все современные теории развития городов признают как факт, что человечество подошло к пику добычи нефти, и закладывают в свои концепции невозможность дальнейшего развития мира по энергозатратной модели. В отсутствие дешевой энергии должны появляться новые требования к организации защиты окружающей среды, которые будут менять и города. Они должны становиться ресурсосберегающими. В качестве примера можно привести американский Портленд, власти которого в 1996 году приняли программу его развития как постуглеродного города. Эта концепция включала в себя резкое сокращение автомобильного трафика, развитие общественного транспорта, переход к возобновляемым источникам энергии. Сегодня в Портленде самое большое в США количество гибридных автомобилей и "зеленых" домов. Каждый год объем продаж бензина сокращается на 5%. За десять лет длина велосипедных дорожек увеличилась в пять раз, а объем железнодорожных перевозок — почти вдвое.
А что у нас
Крупнейшие российские мегаполисы Москва и ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте