Квартирный вопрос поможет решить создание института арендного жилья.
Вопреки советскому лозунгу, что к 2000 году каждая семья обретет отдельную квартиру, жилищные проблемы наших граждан так и остались их личными трудностями. Председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков охарактеризовал отечественный рынок жилья как стагнационный: ежегодно строится около 60 - 70 млн кв. м - по 0,5 "квадрата" на душу. Очередь на жилье социального найма растянулась на 25 - 30 лет, а в некоторых регионах до 100 лет.
Выходом из сложившейся ситуации, по мнению Широкова и других членов комитета, может стать создание института арендного жилья, поощряемое на самом высоком уровне. Кстати, Россия отнюдь не одинока в этом мире со своим квартирным вопросом, но в других странах его решение как раз и базируется на развитии и совершенствовании института аренды жилья. Так, в США в общем объеме жилищных фондов доля арендного доходит до трети, в Голландии и Германии до 45%. В рамках создания такого института предлагается реализовать и идею субсидируемого найма для малоимущих категорий граждан.
Комитет ТПП предлагает решить эту проблему в два этапа. На первом, по словам Андрея Широкова, необходимо исправить несоответствие Жилищного кодекса нормам Конституции. ЖК РФ сейчас допускает заключение договора социального найма только в государственных и муниципальных жилищных фондах, тогда как в Основном Законе (ч. 3 ст. 40) установлено, что "малоимущим... нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов". Эта несогласованность норм не позволяет сегодня муниципалитетам предоставлять жилищные субсидии арендаторам частного жилищного фонда.
Во-вторых, требуется разработка концепции нового законодательства о мерах государственного и муниципального стимулирования проектов арендных жилищных фондов. Это необходимо для регулирования порядка предоставления права на их создание частным компаниям (по результатам конкурсов) и условий предоставления преференций всем участникам проектов публично-частного партнерства, например, в форме контрактов жизненного цикла (КЖЦ). К этим участникам относятся: банки, страховые компании, девелоперы, строители, управляющие жилым фондом и т.д. Если такие преференции (речь не столько о "прямых" дотациях, сколько о льготах в плате за землю, подключение к инженерным коммуникациям и проч.) будут существенными, уверен Андрей Широков, бизнес примет активное участие в решении жилищной проблемы. Здесь не стоит ожидать высокой прибыли, но стабильные доходы обеспечены на долгие годы, поскольку до 2030 года необходимо возвести 2 млрд кв. м благоустроенного жилья.
Кстати, средства, которые необходимы на такое субсидирование, ТПП РФ оценивает в 0,5% ВВП или 2,5% бюджета страны. Это, безусловно, колоссальные деньги, но при этом они вполне сопоставимы с нынешней суммой федеральных затрат на нужды жилищной сферы, а значит, их необходимо не то чтобы увеличивать, а скорее всего оптимизировать.
Что касается КЖЦ, то это будет выглядеть примерно так. Оператор, получивший в результате тендера право предоставления услуг проживания в арендном доме, строит этот объект, владеет им и "отбивает" вложенные средства в течение 20 - 25 лет. Многоквартирный дом становится полноценным, единым объектом недвижимости - сейчас таким объектом в большом доме является отдельная квартира, а не он сам как таковой. Дом будет зарегистрирован в установленном порядке, иметь одного хозяина. Появятся ответственные управляющие домом, а не только общим имуществом, как сейчас, которые смогут застраховать весь объект целиком. Появится возможность накопления амортизации на восстановление всего зарегистрированного имущества и, соответственно, капремонта недвижимости.
Андрей Широков сообщил "РБГ", что комитет ТПП готов стать площадкой для обсуждения этих вариантов с тем, чтобы уже осенью представить в правительство концепцию изменений существующего законодательства, призванного решить пресловутый квартирный вопрос.
Однако согласятся ли строительные фирмы добровольно участвовать в этих проектах, ведь возводить коммерческое жилье однозначно выгоднее?
- Риелторы к строительству арендного жилья относятся положительно, - заявил "РБГ" президент гильдии риелторов Григорий Полторак. - На примере ТСЖ мы видим, что при коллективном собственнике дом сложно управляем - разнородный состав жильцов, нет практических мер воздействия на тех, кто не платит. Когда собственник единый, решения принимаются проще, выше его ответственность. Понятны инструменты управления процессом. Необходимо также четко разделять понятия коммерческого и субсидируемого найма и отдельно строить под них дома, иначе невозможно будет отслеживать эти субсидии.
Сам договор в последнем случае должен быть срочным, чтобы стимулировать увеличение дохода семьи. Тогда семья теряет право на субсидируемый найм и переходит на рыночный. Застройщик же такого фонда должен иметь от муниципалитета гарантии оплаты и заселения помимо льгот на землю, уплату налогов и пр. "Жилье на льготных условиях, разумеется, будет простой планировки, без излишков площади, без подземных гаражей и уж, конечно, не у стен Кремля. Но все же вблизи существующей инфраструктуры. Проблема же, на мой взгляд, заключается в том, что социальное жилье будет иметь большой срок окупаемости и под него надо будет подтягивать "длинные" деньги, скорее всего пенсионные или страховые резервы", - добавляет Полторак.
Рустам Чернов, член адвокатской палаты Москвы, настроен менее оптимистично: "При варианте, когда муниципалитет компенсирует владельцу дома часть арендной платы, мы столкнемся с новым витком коррупции со стороны местных чиновников. Возникнут откаты, "мертвые души", и мы получим такую проблему, по сравнению с которой существующее положение дел окажется просто великолепным. Считаю, что экономически эта проблема нерешаема в текущей ситуации, с учетом доходов населения и правовых режимов. Как этот институт устроить так, чтобы он приносил деньги и в то же время нес социальную нагрузку? У нас это пока не придумано. Российский рынок привык работать с короткими деньгами. Если в США на арендные дома крупные банки дают кредиты на 40 - 50 лет, то у нас в основном 5 - 10, ну ипотека - 20 лет, но это государственная поддержка. А частный финсектор на такие сроки не пойдет".
Право на жилище в нашей стране регулируют Жилищный кодекс и Конституция. И сочетать эти две отрасли права на муниципальном уровне практически невозможно. "Мало того, федеральная власть не вправе влиять на решения, принимаемые муниципалитетом, - продолжает Рустам Чернов. - То есть здесь для государства еще встает дилемма управления, поскольку центр тяжести правового регулирования сместится в регионы. И если от главы муниципалитета будет зависеть, кто в регионе станет получать жилье, местная власть перестанет быть сменяемой".
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте