Обводный канал – рукотворная водная артерия. Сейчас его набережные – это почти центр Петербурга. Многие квартиры здесь имеют виды на воду. Но на ценах это не сказывается, потому что жилье требует ремонта, виды – непарадные, а на набережных – пробки.
С начала XIX века Обводный канал был судоходным. Он использовался промышленниками как самый дешевый путь доставки сырья и товаров. То есть для дореволюционного Петербурга канал выполнял функцию сегодняшней КАД и являлся стратегической транспортной магистралью.
Из Обводного канала брали воду, в него же сливали нечистоты. На месте современной станции метро «Фрунзенская» располагалась настоящая мясная империя – скотопригонный двор, бойни и рынок, снабжавший столицу мясом. По окрестным улицам сюда сгоняли и свозили скот.
На городских задворках
В XIX веке вдоль внутренней, нечетной, стороны канала возводили доходные дома, с внешней стороны с приходом промышленной революции стали разрастаться заводы и фабрики. При предприятиях строили рабочие общежития, квартирные корпуса и также доходные дома. Основное жилищное строительство с внешней стороны канала концентрировалось вдоль Московского тракта, дороги на Петергоф и вокруг Лиговского канала (впоследствии засыпанного и ставшего Лиговской улицей).
Балтийский и Варшавский вокзалы появились в 1850-х годах. Они соединили столицу сначала с дворцовыми пригородами – Гатчиной и Петергофом, а затем с западными окраинами империи
Градостроители время от времени предпринимали попытки сделать парадными въезды в центральную часть города (по Лиговке и Московскому проспекту). Но в период промышленной революции зона высокоплотной жилой застройки уже решительно перешагнула Обводный канал, поэтому идея создания парадных ворот на его набережных утратила актуальность. К тому же все время что-то мешало. Например, проект грандиозного архитектурного ансамбля на пересечении с Лиговской улицей не был осуществлен из-за того, что началась Первая мировая война (долгие годы о замысле напоминало снесенное в нынешнем веке здание кинотеатра «Север» – оно должно было стать частью архитектурной композиции). А в 1950-е годы проект 100-метровой высотки напротив Фрунзенского универмага не состоялся из-за хрущевской кампании по борьбе с архитектурными излишествами.
В наше время Обводный канал обмелел и для судоходства непригоден. Но в полноводные транспортные реки превратились его набережные. Поэтому он по-прежнему является стратегической магистралью.
От доходных домов к ведомственному жилью
Основная жилая застройка набережной между Московским и Лиговским проспектами – это преимущественно шести- и семиэтажные доходные дома с дворами-колодцами. Некоторые здания имеют характерные для ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте