Сегодня 13:30
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Сегодня 12:08
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Актуальность решения жилищной проблемы в России не требует обоснования. Обеспеченность благоустроенным жильем в среднем по стране составляет не более 14 кв. м на человека, что существенно ниже, чем в развитых странах. Национальный проект "Доступное жилье..." позволил достаточно успешно решить лишь часть задач - формирование рынка жилья, приобретаемого в частную собственность гражданами, создание и развитие института ипотечного кредитования.

Однако значительная часть домохозяйств еще относится к малоимущей категории населения, многие вынуждены жить в ветхом и аварийном жилье, объем которого оценивается примерно в 100 млн кв. м. Существующий сегодня в России институт "договора социального найма" в мире неизвестен. У нас условия такого договора, регулируемого нормами Жилищного кодекса РФ, сохранились еще со времен плановой экономики. По этому договору в помещениях только государственного и муниципального жилищного фонда граждане могут жить неограниченное время, независимо от меняющегося уровня их доходов и изменений в составе семьи. Остается еще и возможность приватизации квартир.

Решение жилищных проблем в зарубежных странах базируется, как правило, на создании, развитии и стимулировании института арендного жилья. Российским же законодательством институт арендного жилья все еще практически не регулируется. Поэтому президент РФ Владимир Путин указом N 600 от 07.05.2012 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" поставил задачу "до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода". В России ограничением для формирования и развития института арендных жилищных фондов является несоответствие норм Жилищного кодекса положениям Конституции. ЖК РФ допускает заключение "договора социального найма" только в государственных и муниципальных жилищных фондах, но в Конституции (ч. 3 ст. 40) четко сказано, что "малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами". Именно "другими жилищными фондами" могут и должны стать частные арендные жилищные фонды с обязательным субсидированием платы за проживание в них. Создание института субсидируемого арендного жилья не потребует изменения норм Жилищного кодекса, регулирующих институт "договоров социального найма", эти институты могут существовать одновременно, что и позволит расширить спектр решений застарелой жилищной проблемы.

Конечно, решение поставленных президентом задач потребует длительной подготовки проектов предложений для внесения в законодательство (Жилищный, Гражданский, Налоговый кодексы, другие законы) дополнений и изменений, обеспечивающих формирование института арендного жилищного фонда и возможность создания таких фондов частными компаниями. Однако уже сейчас возможно выполнение пилотных проектов создания субсидируемых арендных жилищных фондов, что, конечно, потребует инициатив и участия со стороны региональных и местных администраций.

Формирование арендного жилищного фонда следует вести в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) на базе ряда норм Гражданского кодекса РФ. Здесь предусмотрено (ч. 2 ст. 671), что арендатором жилищных фондов (жилых помещений) может быть только юридическое лицо. При этом арендатор имеет право заключать договоры найма (гл. 35) только с физическими лицами. Эта конструкция норм закона и положена в основу предлагаемой схемы пилотного проекта ГЧП по созданию субсидируемого арендного жилищного фонда.

Ключевую роль здесь может играть консорциум, который следует формировать с участием уполномоченного регионального органа исполнительной власти, консультантов, будущего частного собственника создаваемых жилищных фондов, банков, страховых компаний. Особенно важно участие в консорциуме Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), где уже разработана программа стимулирования жилищного строительства, в рамках которой стало возможно ипотечное кредитование юридических лиц (в дополнение к известной ипотеке для физических лиц). Получателем ипотечного кредита на условиях АИЖК (ориентировочно под 10% годовых на срок до 20 лет) может стать будущий собственник объекта жилищного строительства, который сможет заключить договор с арендатором. Функцией арендатора станет управление объектом жилищного строительства и предоставление жилых помещений по договорам найма нуждающимся домохозяйствам. Отбор таких домохозяйств должен вести уполномоченный орган местной администрации, владеющий полной информацией о числе и составе нуждающихся в переселении из ветхого и аварийного жилья, об очередниках на улучшение жилищных условий.

Очевидно, что арендатору должны быть даны гарантии предоставления адресных бюджетных и иных субсидий домохозяйствам так, чтобы они вносили самостоятельно всю плату за проживание, в составе которой - и платеж за обслуживание кредита, и плата за содержание жилья и коммунальные услуги. Размер субсидий должен определяться отдельно для каждого домохозяйства и может изменяться от 0 до 100% платы по договору найма в зависимости от доходов нанимателей и других факторов, например, от размера семьи, числа детей и т.д. Бюджетные субсидии могут предоставляться и семьям рабочих или служащих, социальная поддержка которых является функцией публичной власти - молодые семьи, учителя, врачи и др. Внебюджетные субсидии могут выплачивать и предприятия, нуждающиеся в привлечении рабочей силы и специалистов.

Разумеется, всем участникам проекта формирования арендного жилищного фонда должны быть предоставлены преференции, снижающие их затраты на строительство и эксплуатацию арендного жилья. Ведь каждое такое снижение будет приводить к уменьшению арендной платы и, следовательно, общего объема бюджетных субсидий.

Особенность предлагаемой схемы в том, что ключевой договор в ней - договор найма практически полностью может регулироваться нормами гл. 35 ГК РФ, которая определяет права наймодателя и нанимателей, защищает их права и законные интересы. Выявление особых условий таких договоров - одна из задач проекта.

Правовым основанием для выплаты субсидий нанимателям жилья в арендных жилищных фондах сегодня может быть предусмотренное Жилищным кодексом (ч. 1 ст. 160) право субъектов РФ предоставлять "отдельным категориям граждан... компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов". Предварительные расчеты показывают, что если средняя стоимость строительства жилья не превысит 26 тыс. руб./ кв. м (это вполне возможно при кредите АИЖК и полном наборе преференций для всех участников проекта ГЧП), то полная арендная плата будет не более 19 тыс. руб. в месяц (для квартиры размером 54 кв. м). Если считать, что средняя величина всех бюджетных субсидий составит не более 50% полной стоимости договора (единая ставка платежа по договору найма не устанавливается, для конкретного домохозяйства субсидия может меняться от 0 до 100%), то при объеме пилотного проекта 54 тыс. кв. м (1000 квартир) потребуется на субсидирование не более 97 млн руб. в год.

Эффект проекта ГЧП для бюджета очевиден - если бы этот же объем жилья был построен только за счет бюджетной системы (для выполнения обязательств публичной власти по переселению из ветхого и аварийного жилья в течение 5 лет), то потребовалось бы тратить на строительство не менее 280 млн руб. ежегодно.

В составе арендных жилищных фондов следует предусматривать не только строительство новых многоквартирных и жилых домов, но и реализацию проектов энергоэффективной реконструкции зданий с надстройкой одного или нескольких этажей (например, мансард), опыт которых уже накоплен. Также в состав арендных жилищных фондов следует включать и малоэтажную застройку - здесь цены ниже, а сроки строительства короче. Новый проект ГЧП можно успешно расширять для комплексной застройки территорий, например, строительство так нужных детских садов, школ достаточно просто организовывается за счет известной практики кредитования ВЭБом проектов создания социальной инфраструктуры в ряде регионов.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
ЖК EVOPARK Сокольники

Самая популярная площадь в новостройках Москвы – 30-50 квадратных метров

Аналитики компании «Метриум» и ГК «Основа» проанализировали спрос на московские новостройки с точки зрения предпочитаемых покупателями площадей в 2024 году.
00
NF Group

В 2025 году объем ввода жилья бизнес-класса в Петербурге может достичь исторического минимума

По итогам 2024 года объем предложения на первичном рынке жилья бизнес-класса Санкт-Петербурга сократился до минимального за последние 13 лет уровня – 161 тыс. кв. м.
00
ЖК Will Towers

В ЖК Will Towers стартовала выдача ключей

В жилом комплексе бизнес-класса Will Towers началась выдача ключей собственникам квартир трех корпусов Creativity, Energy, Inspiration. Новостройка возведена по адресу проспект Генерала Дорохова, дом 49.
00
ЖК TATE

Доля пентхаусов в объеме предложения проектов премиум- и бизнес-классов Москвы не превышает 2%

По данным экспертов ГК «КОРТРОС», в открытой продаже в старых границах столицы сейчас представлено 95 пентхаусов в проектах премиум-класса и только 7 — в жилых комплексах бизнес-сегмента.
00
МТС логотип

МТС внедрила умные технологии для 25 застройщиков в 30 жилых комплексах России

В 2025 году к проекту «Цифровая недвижимость» присоединятся еще более 50 жилых комплексов, в том числе ЖК «Шагал» и Voxhall в Москве, «Зелёная река» в Омске и «Счастье в Кольцово» в Новосибирске.
00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

В 1,5 раза выросла базовая арендная ставка в складском сегменте в Московском регионе в 2024 году

По итогам IV кв. 2024 г. базовая средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды на готовые складские помещения классов А и B Московского региона составила рекордные 12 560 руб/квм/год.
00
Тайнинская ул., з/у 11 (Тайнинская ул., влд. 11) СВАО, Лосиноостровский, рендер проекта

На северо-востоке Москвы возводят более 10 новостроек на месте сноса старых домов по программе реновации

В шести районах Северо-Восточного административного округа возводят 13 новостроек для программы реновации на месте сноса старых домов.
00
ул. Ереванская, д. 6, корп. 2. Москва, ЮАО, Царицыно

В январе московским Росреестром оформлены 19 домов по программе реновации

Наибольшее число домов пришлось на ЮАО, где за месяц поставлено на кадастровый учет 5 многоквартирных домов. В САО и ВАО появилось по 3 новостройки.
10
Фестивальная ул., д. 15, к. 2. Москва, САО, Левобережный

Более 600 москвичей приступили к осмотру квартир по программе реновации в новостройке в Левобережном районе

В январе 2025 года жителей четырех расселяемых корпусов на Ленинградском шоссе начали принимать в Центре информирования по переселению по адресу: улица Пулковская, дом 3.
00
Вид с улицы - витрина магазина

Какие принципы сценографии можно использовать в оформлении витрин?

Оформление витрин магазинов давно вышло за рамки стандартного размещения товаров на полках. Современные бренды активно используют художественные и театральные приемы, чтобы привлечь внимание покупателей.
00
Улица Милашенкова, дом 7, корпус 2. Москва, СВАО, Бутырский

В Бутырском районе около 380 москвичей приступили к осмотру квартир в доме по программе реновации

В конце января 2025 года для жителей дома 8 на улице Фонвизина и дома 25 на улице Добролюбова в новостройке по адресу: улица Милашенкова, дом 7, корпус 2 открылся Центр информирования по переселению.
00
Ставропольская ул., д. 1. Москва, ЮВАО, Люблино

Жители дома на Ставропольской улице заключили первые договоры на квартиры по программе реновации

Переселение по программе реновации в дом 1 на улице Ставропольской началось в декабре 2024 года, первые договоры на квартиры в новостройке были заключены уже в январе 2025-го.
10
Улица Госпитальный Вал, земельный участок 5/10 (влд. 5, к. 10) реновация, графика

На улице Госпитальный Вал началось строительство дома по программе реновации

Новостройку возводят по адресу: улица Госпитальный Вал, земельный участок 5/10. Ее общая площадь составит более 19 тысяч квадратных метров.
00
Кедрова ул., д. 16, к. 3. Москва, ЮЗАО, Академический

В новостройке на улице Кедрова более 370 москвичей получили квартиры по программе реновации

Больше половины москвичей, переселяющихся в новостройку на улице Кедрова, заключили договоры на квартиры по программе реновации.
Или войти с помощью: