В ставших в последние годы доступными россиянам книжках по инвестированию (в основном, понятно, переводных) постоянно проводится мысль: аукционы – прекрасное место для приобретения различных товаров. В частности, недвижимости. Купить квартиру или дом человека, попавшего в тяжелые жизненные обстоятельства (не выплатил банку ипотечный кредит, государству причитающиеся ему налоги и т.п.) – это, может быть, психологически и не самый приятный вариант, зато по деньгам – наилучший…
Логичен вопрос: а как у нас в России? Как выясняется, почти никак. Залоговое имущество распродают, например, банки. Но как-то без огонька: соответствующая информация размещена где-то в глубине сайтов, предлагаемые цены напрочь отбивают желание что-то приобрести. Поэтому, когда мы узнали, что «Моссоцгарантия» (Государственное унитарное предприятие города Москвы, находящееся в ведомственном подчинении городского Департамента социальной защиты населения) проводит аукционы по продаже квартир – мы просто не могли пройти мимо такой информации. На вопросы обозревателя «Журнала о недвижимости MetrInfo.Ru» ответил Андрей ЖЕЛЕЗНЯКОВ, зам. генерального директора «Моссоцгарантии».
Откуда берутся квартиры, которые продаются на ваших аукционах?
Это квартиры, которые пожилые граждане, проживающие в Москве, передают в собственность города Москвы. На основании либо договоров пожизненного содержания с иждивением, когда человек продолжает проживать в переданной квартире. Либо договоров передачи, по которым пожилой человек получает право пожизненного проживания в одном из социальных жилых домов.
Не рискованна ли подобная квартира для покупателя? Всем ведь известно, что договоры пожизненного содержания иногда пытаются оспорить наследники: наша бабушка не понимала, что подписала…
Конечно, здесь есть определенные риски. Но они сопоставимы с теми, с которыми покупатель может столкнуться и на обычном вторичном рынке. Ведь пожилые граждане продают свою недвижимость и так – обычным порядком, без нашего аукциона.
Но надо отметить, что сам факт, что квартира прошла через наш ГУП, дает покупателю определенные дополнительные гарантии. Прежде чем заключить договор с пожилым человеком, мы проводим оценку рисков. Плюс к этому некоторое время квартира находится в собственности города – это дополнительная страховка от того, что следующий покупатель приобретет недвижимость, обремененную какими-то судебными тяжбами.
А «некоторое время», о котором вы говорите – это сколько?
Очень по-разному. У нас есть случай, когда пожизненное содержание длится почти 20 лет. А бывает – все под богом ходим – и месяц-два. Но это крайние случаи, очень редкие, а в среднем получается лет десять.
А судебные тяжбы бывают? Есть ли на этот счет какая-то статистика?
В год мы заключаем в среднем 200 договоров пожизненного содержания с иждивением. К примеру, за 2012 год было 4 суда о признании договоров недействительными, из них в 3 случаях суд отказал в удовлетворении исковых требований, а в одном возвратил квартиру истцам.
Перейдем к собственно аукционам. Стартовые цены, выставленные на вашем сайте, показались мне заметно ниже рынка. Кто и как их устанавливает?
Мы опираемся на отчет о рыночной стоимости. У нас есть договор с оценочной компанией, которая готовит соответствующие отчеты по каждой квартире. И мы выставляем на аукцион ровно по тем ценам, которые содержатся в них. Но законом об оценочной деятельности предусмотрены различные коэффициенты, и оценщик использует их – с учетом того, что квартира будет выставлена на торгах. Так что как оценщики нам ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте