Московское правительство в буквальном смысле достало хаотичную торговлю из-под земли. Арендные ставки в подземных переходах увеличились в 18 раз за два года, посредников-субарендаторов изгоняют, ларьки закрываются. Вот только цивилизованная розница, хотя места под землей теперь разыгрываются на открытых аукционах, спускаться туда не спешит.
Удушающий прием
"Лет пять-семь назад в переходе за полгода можно было заработать на квартиру в Москве",— рассказывает мне арендатор подземного ларька в одном из переходов в центре Москвы. Я разглядываю часы (сверкающая дешевка), обереги и фарфоровых лошадок, которыми заставлен ларек. Торговец конкретизирует: дневная выручка доходила до 30 тыс. руб., работали "в пять концов", то есть с наценкой 500%. "Я закрывал окошко: все, отстаньте! А теперь фигурки, как у меня, продают торговые центры. Успеваю поиграть во все игры — хоть бы кто подошел",— откровенничает он; сейчас выручка может быть всего 1,5 тыс. руб. в день. Время больших заработков в переходах прошло, и проблема не только в падении спроса.
Правительство Москвы вымело рынки и уличные палатки, и дело дошло до подземной торговли. За царящий там беспорядок Сергей Собянин даже грозился уволить главу "Гормоста" — у этого ведомства на балансе уличная подземка, а переходы на выходах из метро — у "Метрополитена". После этого два госпредприятия вдруг обнаружили, что, оказывается, с 1990-х сдают переходы девелоперам по бросовым ценам, а те втридорога мелкой рознице.
Действительно, посредники, 40 компаний в метро и 100 в епархии "Гормоста", на жизнь не жаловались. Торговцам площадь в метро доставалась в среднем в семь раз дороже, чем сдавал их город. В 2012 году — 12 725 руб. против 1725 руб. за 1 кв. м в месяц, рассказывают в ассоциации "Арендаторы подземных пешеходных переходов столицы" — объединении тех самых управляющих компаний и торговцев. Ведомства решили обходиться без посредников. В "Метрополитене" аренда выросла в среднем в шесть раз по сравнению с 2012 годом, и маржа посредников съежилась с 40% в 2012-м до 14% в 2014-м. Выросли цены и для ритейлеров.
"Гормост" пошел дальше. Цены повысил в среднем в 11,6 раза, что оказалось уже за гранью рентабельности для многих торговцев, а потом и вообще разорвал договоры с большинством управляющих компаний. Несколько арендаторов уже проиграли арбитражные суды. Так "Гормост" выкосил торговлю более чем из половины своих переходов: осталось 30 из 86, а ларьков в них — 357 из 1900 (сравниваются 2012 и 2014 годы, данные ассоциации арендаторов). В "Метрополитене" из 136 переходов, где была торговля, пока все работают. Однако большинство договоров истекает в 2015 году, и едва ли их продлят.
"Они забирают нашу маржу, но кто же будет исполнять нашу работу!" — возмущается Александр Сизанюк, заместитель гендиректора компании "Комстрой-метро", входящей в ассоциацию арендаторов. Посредники, оказывается, занимаются не только ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте