Н. Клочкова, руководитель образовательного проекта «Профессиональный участник рынка недвижимости»: Отсутствие барьера для входа в профессию – это болезнь российского риэлтерского сообщества.
- Любой риэлтор скажет, что основа основ профессии – опыт и умение услышать клиента – при чем тут образование?
- Соглашусь с этим мнением лишь отчасти. Далеко не все риэлторы, к счастью, так считают. Дело в том, что в 90-е года у нас в стране работало лицензирование, призванное закрыть излишне легкий доступ в профессию. Для этого нужно было пройти обучение, сдать достаточно сложный экзамен, который принимала комиссия Комитета по имуществу и получить диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Брокер». Однако, в начале 2000 годов лицензирование было отменено. На рынок хлынуло большое количество людей, не имеющих никакого образования, мечтающих о быстром легком заработке. Так вот, сейчас, когда мы начали реализовывать свою образовательную программу, многие риэлторы, которые получали лицензии тогда, приходят к нам и благодарят за нашу программу, за то, что мы обратили внимание на острую проблему нехватки квалифицированных кадров на рынке продажи недвижимости. Масштабы этой проблемы – низкого уровня профессионализма в риэлторской среде – сегодня пугающе велики. Так, например, недавно на одном крупном профильном мероприятии руководитель регионального агентства недвижимости делилась опытом по принципам набора новых кадров – оказалось, что одним из критериев был «правильный» знак зодиака. Что уж говорить о засилии «черных риэлторов», регулярно всплывающих в криминальных хрониках. Отсутствие барьера для входа в профессию риэлтора – это болезнь российского риэлтерского сообщества. Образовательный ценз, по моему мнению, один из механизмов преодоления этого недуга.
- Расскажите об истории вашей программы «Профессиональный участник рынка недвижимости»?
- Международный университет в Москве был в числе первых ВУЗов в России, где по приказу Минобразования было разрешено вести обучение по программам MBA. Также мы реализуем программы переподготовки и повышения квалификации. Касательно программы «Профессиональный участник рынка недвижимости» - потребность пришла со стороны бизнеса. Два года назад руководство международного холдинга ORDO Group обратилось к нам с просьбой разработать специальную программу для подготовки высококвалифицированных брокеров по недвижимости. Осенью 2014 года стартовала первая группа.
- Кто ваши студенты, люди, решившие сменить профессию, начинающие риэлторы? На кого рассчитан курс?
- У нас есть студенты из всех, перечисленных вами категорий. Кроме того, в нашей группе учатся и агенты по недвижимости с приличным стажем работы. Это люди, которые серьезно относятся к своему будущему, к своей профессии. Наша программа рассчитана как на людей, уже работающих на рынке недвижимости, так и на тех, кто только собирается войти в профессию. Для топ-менеджеров компаний, работающих в сфере недвижимости, мы предлагаем дополнительный обучающий модуль MBA "Управление современной риэлторской компанией".
- В СМИ уже полгода обсуждается тема принятия законопроекта о регулировании риэлтерской деятельности – насколько оправдано его появление? Это помощь участникам рынка или, наоборот, некий ценз?
- Безусловно помощь! Мы рассчитываем, что принятие закона, поможет сделать рынок понятным, в разы снизить количество преступлений и статистику обманутых покупателей. Статус профессии риэлтор нигде не прописан и это сильно мешает всем профессиональным участникам рынка. Если агент по недвижимости будет нести ответственность за чистоту сделки, если будет введен определенный допуск или разрешение вести профессиональную деятельность это, безусловно, поднимет и престиж профессии.
- В России существуют крупные общественные организации, которые призваны соблюдать баланс интересов риэлтора и покупателя – разве этого механизма недостаточно?
- Этого недостаточно. Профильное объединение – это одно из звеньев механизма. Без лобби во властных структурах это звено не будет работать. Кроме того, СРО подразумевает добровольное, не обязательное участие, а значит они не могут охватить всех участников рынка.
Самая крупная в стране организация - Российская Гильдия Риэлторов, которая пыталась ввести свою систему сертификации. Гильдией был создан электронный реестр риэлторов, за которых они несут некую ответственность. Но по факту членство сводится к уплате взносов… Обучение участников рынка не проводится. Некоторые наши слушатели рассказывают, что состояли в данной организации как юридические лица, но столкнувшись с проблемами, требующими урегулирования, вмешательства профессионального сообщества, не получали никакой помощи от РГР. Как следствие они выходили из членства крайне разочарованными.
- Как чувствует себя риэлторское сообщество в кризис – рынок недвижимости просел, а что происходит в риэлторском бизнесе?
Несмотря на нестабильную экономическую обстановку в России и достаточно пессимистичные прогнозы экспертов на 2016 год, кризис может стать серьезным толчком к развитию рынка недвижимости. Известно, что любой кризис – время перемен. Сокращения на рынке риэлторов идут, но вместе с тем существует кадровый голод и нехватка качественных кадров. Сейчас время для саморазвития, капитализации в себя. Помните «зефирный эксперимент» с детьми, проведенный учеными Колумбийского Университета – когда малышам, оставшимся в комнате наедине с лакомством, обещали вдвое больше зефира, если они не съедят предложенное угощение? Перенося его на наши риэлторские реалии, можно сказать, что конкурентоспособными окажутся те, кто не гонится за сиюминутной добычей и способны работать и развиваться в профессии, рассчитывая на отложенный результат.
- Отрегулирован ли рынок риэлторской деятельности за границей?
И в Европе и в Америке человек не имеет права работать, если не имеет определенного сертификата или лицензии на данную деятельность. И конечно, предварительно проходит профессиональное обучение. Более того, во многих странах законодательно прописано, что первые несколько лет, обучившись и получив лицензию, человек все равно не может самостоятельно продавать, а может быть только помощником более опытного брокера. Вот как раз и еще один ответ на ваш вопрос об опыте и умениях. За границей законодательно предусмотрены несколько лет работы именно для приобретения этого пресловутого опыта! Стоит только задуматься - в Канаде, например, первый закон о риэлторской деятельности вышел в 1932 году. А мы все думаем и гадаем, нужен нам такой закон или нет…. Меж тем, отставание почти в сто лет явно не играет на руку российскому риэлторскому сообществу.
Комментарии
(3)#Последние комментарии на сайте