Термин “краудсорсинг” в 2016 году известен, пожалуй, всем, кто хоть немного интересуется тематикой бизнеса и интернет-технологиями. Между тем, само слово “краудсорсинг” появилось всего десять лет назад: его ввели редактор журнала Wired Марк Робинсон и писатель Джефф Хау. Уже сейчас, согласно данным исследований, к краудсорсингу прибегают от 70 до 90% крупнейших мировых компаний, а экономия средств благодаря его использованию может составить до 92% (именно о такой цифре заявляла Coca-Cola).
Суть технологии краудсорсинга отражена в самом слове: буквальное значение - использование ресурсов “толпы”. Таким образом, вы можете мобилизовать силы сторонних людей, своих клиентов и даже конкурентов для решения собственных бизнес-задач. Здесь поговорка “одна голова хорошо, а две лучше” приобретает новый смысл: ведь, когда вы можете привлечь не двух, а сотни и тысячи людей, вопросы решаются гораздо эффективней.
Краудсорсинг как источник идей и маркетинговый инструмент
Изначально краудсорсинг использовался именно для поиска и развития бизнес-идей, а также как маркетинговый инструмент. Ведь, спрашивая мнение своих клиентов и претворяя их предложения в жизнь, компания повышает лояльность потребителей. Параллельно с этим появляется возможность решить чётко поставленную задачу - таким образом, почти не затрачивая деньги и даже экономя их, вы вовлекаете потребителей в работу по улучшению Вашего бизнеса.
Что интересно, одним из первых и самых “длительных” примеров использования краудсорсинга является составление Оксфордского Английского Словаря. Издание попросило обычных людей прислать собственные варианты потенциального использования терминов, и за 70 лет существования этой программы получило около 6 млн писем.
Сегодня краудсорсинг активно используется крупными финансовыми организациями - банками и страховыми компаниями. Так, “Сбербанк” в 2011 году запустил масштабный краудсорсинговый проект одновременно на трех площадках - Профессионалы.ру, WikiVote! и Witology. Цифры по итогам проекта действительно впечатляют - почти 800 тысяч человек так или иначе присоединились к программе “Сбербанк-21”, получив статус от “участника” до “эксперта”. Многие идеи и решения, предложенные в рамках проекта, были приняты для реализации.
Также краудсорсинг популярен в научной среде - он активно и успешно использовался такими российскими компаниями, как Роснано и фонд “Сколково”.
В любом случае краудсорсинговый проект показывает, что компания близка к своим клиентам - таким образом, даже огромные корпорации получают возможность вести бизнес “с человеческим лицом” и модернизировать свой продукт, услышав пожелания и рекомендации из первых уст.
Краудсорсинг как платформа для развития бизнеса
Если крупные компании используют краудсорсинг в более узком смысле, то малый бизнес уже научился краудсорсингу как основе своего развития. Привлечение людей “с улицы” не просто как консультантов, но и как работников, также иногда называют “краудрекрутинг”. Многие стартапы, прибегшие к краудрекрутингу, уже выросли до компаний с мировым именем.
Одна из отличительных особенностей краудсорсинга - готовность аудитории работать на благо бизнеса за минимальное вознаграждение или вообще без него - в случае краудрекрутинга меняет свое значение на прямо противоположное. Краудрекрутинг становится отличной возможностью не только для компаний полностью организовать свою работу, но и для сторонних сотрудников - получить работу и даже построить карьеру.
Одним из самых ярких примеров краудсорсинга как платформы для развития бизнеса являются службы такси. Например, всемирно известный Uber и российское Яндекс-такси обязаны краудсорсингу (краудрекрутингу) своим успехом. Также это отличный пример того, как компания может использовать ресурсы не только своих клиентов, но и конкурентов - ни для кого не секрет, что у большинства водителей такси установлено 3-5 приложений, в которых они получают заказы. Таким образом, водители обеспечивают себя бесперебойной работой, а участники рынка “делятся” друг с другом кадрами.
Свежая тенденция - использование краудсорсинга в работе курьерских служб. Такое решение кажется очевидным, ведь “текучка” сотрудников в службах доставки обычно очень высока: никто не хочет построить карьеру в этой сфере, большинство курьеров используют этот вариант в качестве подработки либо стабильной, но временной работы. Современные курьерские службы доставки постепенно пришли к пониманию, что использование краудрекрутинга облегчает рабочий процесс для всех трех сторон - и для заказчика, и для курьера, и для самой компании. Одним из ярких примеров является курьерская служба в Москве Simpla. Предъявляя простые и доступные требования к сотрудникам, Simpla тем не менее дает возможность курьерам зарабатывать до 3-4 тысяч в день. При этом работа занимает ровно столько времени, сколько решает сам сотрудник, он сам выбирает удобный график и получает не только зарплату, но и возможность помогать другим.
Итак, краудсорсинг является эффективным инструментом не только для развития существующего, но и для создания нового бизнеса. Неважно, в какой сфере вы работаете - у любой компании есть возможность обратиться к общественности и привлечь ресурсы сотен и тысяч людей.