Кран-манипулятор или крано-манипуляторная установка (сокращенно КМУ) был изобретен в середине ХХ века как альтернатива стационарному подъемному крану, установленному на автомобильном шасси. Малые размеры и возможность монтажа на грузовой автомобиль позволили этому виду спецтехники с успехом справляться со множеством задач в стесненных условиях узких улиц. Интересно, что первые краны-манипуляторы как раз появились в самых густонаселенных странах с большим количеством старой застройки – в Европе и Японии. Москва давно уже превратилась из просто большого города в огромный мегаполис с его традиционными проблемами – пробками на дорогах, большой площадью застройки и т.д. Поэтому КМУ в российской столице уже давно стали незаменимым видом спецтехники. Причем используют крановые манипуляторы как коммунальные службы при эвакуации транспортных средств, озеленительных работах (посадка взрослых деревьев), монтаже и демонтаже рекламных конструкций и МАФов, так и различные коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели. На рынке Москвы можно встреть огромное количество предложений арены грузовика с манипулятором, которые пользуются высоким спросом – при строительстве коттеджей, дач, ремонтных работах в малоэтажном жилом секторе(особенно в старой части Москвы!) грузовые автомобили, оснащенные КМУ, не только гораздо эффективнее и дешевле, чем привычный набор грузовика и автокрана, но в некоторых случаях – единственно возможное решение.
Хорошая крановая установка стоит не дешево, кроме того, некоторые производители продают КМУ уже вместе с шасси. Но есть компании, которые предлагают в Москве краны-манипуляторы б/у, поставляемые напрямую с японских аукционов спецтехники. Такие манипуляторы(UNIC, Tadano, Sakai, Maeda и др. известные бренды) зарекомендовали себя достаточно хорошо и пользуются успехом на российском рынке уже без малого лет 20.
Интересной особенностью японских и корейских КМУ является их практически полная конструктивная идентичность стационарным грузовым кранам на автомобильном шасси. У КМУ этого типа тоже телескопическая (т.е. с выдвижными секциями) стрела и лебедка. Это позволяет выполнять с помощью крановой установки сложные монтажные работы и другие операции, не доступные шарнирным манипулятором с Z-образной формой стрелы, которые производятся в Европе. На КМУ с большой грузоподъемностью, установленную, например, на шасси КАМАЗ, также можно монтировать съемное оборудование – грейфер вместо крюка или дополнительно к грузозахватному механизму еще и монтажную корзину. Тогда автомобиль с краном-манипулятором может эксплуатироваться дополнительно как автовышка. У шарнирных КМУ своя сфера применения – для ломовозов, мусоровозов и другой спецтехники они подходят лучше, чем телескопические краны-манипуляторы.