Бизнесмены-стартапперы, журналисты, программисты и прочие фрилансеры с одной стороны, уставшие от кризиса и готовые разделить площади пустующих офисов хоть по одному квадратному метру арендодатели – с другой… Все это – коворкинг-центры Москвы версии весны 2010 года.
Идея коворкинг-центров, как и многие другие, позаимствована нами у американцев. В свое время программист Бред Ньюберг, придя к выводу, что стоимость арендуемого им офиса уже давно превысила его скромные финансовые возможности, пригласил таких же как он фрилансеров снимать офис совместно. Так в 2005 году мир получил еще одну форму аренды – коворкинг-центры (от английского coworking). Сейчас, по мнению консультантов по недвижимости, в мире их около пятисот. Схема, при которой желающий может арендовать себе лишь стол, стул и тумбочку, а также пользоваться принадлежащей арендодателю оргтехникой, в кризис приглянулась многим и на Западе, и в России. Коворкинг-центры возникли в Москве, Петербурге, Новосибирске и Владивостоке.
Работаем вместе
«Офисное пространство стоит дорого, поэтому большинство компаний стремятся к изменению рабочего регламента в сторону увеличения числа сотрудников, работающих дома, – уверена руководитель департамента коммерческой недвижимости компании Prime Time Realty Елена Афанасьева. – Это не только позволяет сотрудникам эффективно планировать свой рабочий график, но и существенно сокращает расходы компании на аренду офисных помещений».
До момента появления нового рыночного понятия наиболее близким к нему был бизнес компании «Регус». Она арендовала офисы класса А по всему миру, делала «мелкую нарезку» площадей, а затем сдавала их небольшим компаниям и представительствам. Субарендаторы могли пользоваться общей кухней с напитками и легкими закусками, услугами секретарей на ресепшн, а также принимать посетителей в прекрасно оборудованном холле. Еще больше роднит этот бизнес с коворкингом услуга «Виртуальный офис»: за небольшую сумму арендатор получал возможность несколько часов в неделю работать за собственным столом в престижном бизнес-центре, получать корреспонденцию на его адрес и проводить там встречи. Впрочем, «Регус» не позиционирует себя как коворкинг-центр, да и стоимость услуг компании довольно высока – более $1 тыс. в месяц за офис в 4 кв. м и $400-500 ежемесячно за услугу виртуального офиса.
Разными глазами
Стать арендатором коворинг-центра интересно не всякому. В привилегированном положении находятся те специалисты, которые могут работать, используя удаленный доступ: веб-дизайнеры и разработчики, журналисты, переводчики, предприниматели, архитекторы, IT-консультанты, агенты по страхованию, бухгалтеры, сотрудники отдела рекламы, PR-менеджеры и т. д. Многие иностранные компании, такие как Hewlett Packard, давно ввели свободный рабочий график и не требуют постоянного присутствия в офисе от своих сотрудников, занятых даже в проектной работе.
В аренде офисов в коворкинг-центрах есть и положительные, и отрицательные аспекты. Плюсы – это возможность получить рабочее место, не инвестируя в приобретение мебели и оргтехники, а также содержание офиса, любой срок аренды, ежемесячная оплата (причем, иногда можно снять офис без депозита); минусы – необходимость сосуществовать в одном помещении с другими компаниями.
В ходе кризиса многие компании прекратили свою деятельность либо существенно сократили штат сотрудников. В итоге освободились большие офисные пространства, поэтому некоторые арендодатели приняли решение сдавать их под мини-офисы и коворкинг-центры. По мнению Елены Афанасьевой, большинство из них – владельцы офисов, площади которых находятся в собственности государства. «При этом субаренда нерентабельна или невозможна в силу договора с городом. И мини-офисы, коворкинг – самое логичное решение в данной ситуации, которое не только позволяет владельцу получать стабильный доход, но и не потерять площади», – уверена эксперт.
Впрочем, компания «Корт-М», например, занимающая территорию одного из НИИ в районе станции метро «Пролетарская», организовала коворкинг-центр от безысходности. «Я смеялся, когда в начале 2009 года ко мне приходили арендаторы, желающие снять комнату в 10 кв. м. Минимальная нарезка в нашем здании – 40 кв. м, – рассказывает генеральный директор компании «Корт-М» Максим Суворов. – Сегодня мы сдаем и по 6 кв. м, а к услугам фрилансеров – рабочие места в большом зале, которые мы переоборудовали под формат «open space». По его словам, арендодателю пришлось инвестировать в переоборудование офиса и наем персонала на ресепшн около $50 тыс., однако расходы уже окупились, так как площади перестали простаивать.
Плюсы для арендодателей при организации коворкинг-центра – наполняемость простаивающих офисов, дифференциация доходов от аренды; минусы – инвестиции в ремонт, переоборудование, наем дополнительного персонала, рекламу для привлечения новых мелких арендаторов, отсутствие стабильности (арендаторы часто меняются).
Московская специфика
Безусловно, коворкинг-центры стали более популярны в период кризиса, тогда как несколько лет назад никто не понимал, зачем нужны подобные помещения. «Однако для российского менталитета до сих пор непонятен свободный график, хотя вся Европа уже давно практикует подобный формат работы. Наши предприниматели всегда предпочитали иметь в своем распоряжении пусть маленький, но собственный офис, куда можно пригласить клиента на встречу, а не снимать каждый раз для подобных целей переговорные комнаты. По мнению предпринимателей, это добавляло солидности их фирмам», – считает Елена Афанасьева.
Сейчас в Москве существует около десяти специализированных коворкинг-центров: бизнес-центр MatrixOffice, «Первый коворкинг Москвы», «Московоркинг», Regionpolicy.ru, офисный клуб Communist Loft, «Преображенка», CoworkingBees и др. Кроме того, коворкинг-площадки можно найти еще в 15-20 офисных зданиях. Девелоперов этот вид бизнеса пока не очень привлекает, но выделить под коворкинг некоторый объем площадей они готовы. В июне прошлого года корпорация Mirax Group заявляла об открытии на территории башни «Федерация» коворкинг-центра, однако идея не прижилась. «На данный момент аренда рабочих мест в «Федерации» не производится», – заявила сотрудница пресс-службы компании Юлия Браженцева.
Стоимость аренды одного рабочего места в московских коворкинг-центрах колеблется от 4 до 15 тыс. руб. в месяц – стоимость зависит от месторасположения, качества БЦ и от зонирования (open space либо небольшие кабинеты). Дополнительно оплачиваются телефония и интернет. Стандартный срок аренды рабочего места в подобных офисах – один месяц, но есть возможность арендовать пространство на несколько дней и даже часов. Список предоставляемых услуг и оборудования стандартный: стол, стул, офисные перегородки, высокоскоростной интернет, телефония, секретарь/администратор, принтер, факс.
Сегодня услуги коворкинг-офиса предлагают и… юридические компании, занимающиеся регистрацией. Фирма «Компания Московский Офис», например, вместе с арендой рабочего места по весьма демократичной цене в 5 тыс. руб. в месяц, предлагает и полный пакет услуг по регистрации ООО или ЗАО.
После того как государство обязало компании находиться по адресу официальной регистрации, налоговые инспекции перестали регистрировать юридические лица без предварительного договора аренды. Выходом для компаний и стали «коворкинг-центры» – «места массовой регистрации», если говорить языком налоговиков. Впрочем, если владельцы зданий регистрируют всех подряд, то налоговая «закрывает» им регистрацию. Расчеты в данном случае просты: берется общую площадь здания и делится на количество зарегистрированных компаний. Если получается меньше квадратного метра на компанию – то в регистрации по этому адресу новых фирм отказывают.
«Конечно, коворкинг для нас – просто красивая «фишка», позволяющая продавать свои услуги», – призналась сотрудница фирмы «Компания Московский Офис» Александра Николаева. Впрочем, это не мешает профессиональным «регистраторам» брать свой процент за аренду рабочего места. За посредничество «Компания Московский Офис» попросила за трех сотрудников ежемесячную арендную плату в 15 тыс. руб. На самом деле зарегистрировать место в коворкинг-центре можно абсолютно бесплатно.
Екатерина Антошкина,
генеральный директор агентства PR.Project:
«В прошлом году у нас был некий опыт совместной аренды офиса. Мы занимали один «кабинет» в крохотном помещении в небольшом особнячке в центре города. В двух других «кабинетах» (никак не отделенных друг от друга) сидели чужие люди, не имеющие никакого отношения к пиару. Один был юристом, второй торговал чем-то вроде щебня. У нас был общий принтер, общая телефонная сеть и даже некое подобие кухни. Мы все были друг другу секретарями и помощниками, хотя, конечно, были бы рады занимать отдельные офисы. Мужчина, торговавший щебнем, нуждался в тишине, которую ему никак не могли обеспечить – работа пиарщика требует постоянной болтовни по телефону с огромным количеством людей. Юрист, в свою очередь, оказался очень разговорчивым человеком, постоянно интересовавшийся достижениями соседей, их профессией, образованием, кошками и машинами. В общем, любил он, отдыхая от своих документов, поговорить. Несмотря на это, в конце концов наш странный коллектив обжился, мы как-то притерлись друг к другу, начали в складчину покупать бумагу в принтер и даже успели отметить пару дней рождений. В общем, жили такой офисной коммуной. Старались не шуметь, когда у кого-то переговоры, и не мешать, когда у кого-то аврал».
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте