Бизнесмены-стартапперы, журналисты, программисты и прочие фрилансеры с одной стороны, уставшие от кризиса и готовые разделить площади пустующих офисов хоть по одному квадратному метру арендодатели – с другой… Все это – коворкинг-центры Москвы версии весны 2010 года.

Идея коворкинг-центров, как и многие другие, позаимствована нами у американцев. В свое время программист Бред Ньюберг, придя к выводу, что стоимость арендуемого им офиса уже давно превысила его скромные финансовые возможности, пригласил таких же как он фрилансеров снимать офис совместно. Так в 2005 году мир получил еще одну форму аренды – коворкинг-центры (от английского coworking). Сейчас, по мнению консультантов по недвижимости, в мире их около пятисот. Схема, при которой желающий может арендовать себе лишь стол, стул и тумбочку, а также пользоваться принадлежащей арендодателю оргтехникой, в кризис приглянулась многим и на Западе, и в России. Коворкинг-центры возникли в Москве, Петербурге, Новосибирске и Владивостоке.

Работаем вместе

«Офисное пространство стоит дорого, поэтому большинство компаний стремятся к изменению рабочего регламента в сторону увеличения числа сотрудников, работающих дома, – уверена руководитель департамента коммерческой недвижимости компании Prime Time Realty Елена Афанасьева. – Это не только позволяет сотрудникам эффективно планировать свой рабочий график, но и существенно сокращает расходы компании на аренду офисных помещений».

До момента появления нового рыночного понятия наиболее близким к нему был бизнес компании «Регус». Она арендовала офисы класса А по всему миру, делала «мелкую нарезку» площадей, а затем сдавала их небольшим компаниям и представительствам. Субарендаторы могли пользоваться общей кухней с напитками и легкими закусками, услугами секретарей на ресепшн, а также принимать посетителей в прекрасно оборудованном холле. Еще больше роднит этот бизнес с коворкингом услуга «Виртуальный офис»: за небольшую сумму арендатор получал возможность несколько часов в неделю работать за собственным столом в престижном бизнес-центре, получать корреспонденцию на его адрес и проводить там встречи. Впрочем, «Регус» не позиционирует себя как коворкинг-центр, да и стоимость услуг компании довольно высока – более $1 тыс. в месяц за офис в 4 кв. м и $400-500 ежемесячно за услугу виртуального офиса.

Разными глазами

Стать арендатором коворинг-центра интересно не всякому. В привилегированном положении находятся те специалисты, которые могут работать, используя удаленный доступ: веб-дизайнеры и разработчики, журналисты, переводчики, предприниматели, архитекторы, IT-консультанты, агенты по страхованию, бухгалтеры, сотрудники отдела рекламы, PR-менеджеры и т. д. Многие иностранные компании, такие как Hewlett Packard, давно ввели свободный рабочий график и не требуют постоянного присутствия в офисе от своих сотрудников, занятых даже в проектной работе.

В аренде офисов в коворкинг-центрах есть и положительные, и отрицательные аспекты. Плюсы – это возможность получить рабочее место, не инвестируя в приобретение мебели и оргтехники, а также содержание офиса, любой срок аренды, ежемесячная оплата (причем, иногда можно снять офис без депозита); минусы – необходимость сосуществовать в одном помещении с другими компаниями.

В ходе кризиса многие компании прекратили свою деятельность либо существенно сократили штат сотрудников. В итоге освободились большие офисные пространства, поэтому некоторые арендодатели приняли решение сдавать их под мини-офисы и коворкинг-центры. По мнению Елены Афанасьевой, большинство из них – владельцы офисов, площади которых находятся в собственности государства. «При этом субаренда нерентабельна или невозможна в силу договора с городом. И мини-офисы, коворкинг – самое логичное решение в данной ситуации, которое не только позволяет владельцу получать стабильный доход, но и не потерять площади», – уверена эксперт.

Впрочем, компания «Корт-М», например, занимающая территорию одного из НИИ в районе станции метро «Пролетарская», организовала коворкинг-центр от безысходности. «Я смеялся, когда в начале 2009 года ко мне приходили арендаторы, желающие снять комнату в 10 кв. м. Минимальная нарезка в нашем здании – 40 кв. м, – рассказывает генеральный директор компании «Корт-М» Максим Суворов. – Сегодня мы сдаем и по 6 кв. м, а к услугам фрилансеров – рабочие места в большом зале, которые мы переоборудовали под формат «open space». По его словам, арендодателю пришлось инвестировать в переоборудование офиса и наем персонала на ресепшн около $50 тыс., однако расходы уже окупились, так как площади перестали простаивать.

Плюсы для арендодателей при организации коворкинг-центра – наполняемость простаивающих офисов, дифференциация доходов от аренды; минусы – инвестиции в ремонт, переоборудование, наем дополнительного персонала, рекламу для привлечения новых мелких арендаторов, отсутствие стабильности (арендаторы часто меняются).

Московская специфика

Безусловно, коворкинг-центры стали более популярны в период кризиса, тогда как несколько лет назад никто не понимал, зачем нужны подобные помещения. «Однако для российского менталитета до сих пор непонятен свободный график, хотя вся Европа уже давно практикует подобный формат работы. Наши предприниматели всегда предпочитали иметь в своем распоряжении пусть маленький, но собственный офис, куда можно пригласить клиента на встречу, а не снимать каждый раз для подобных целей переговорные комнаты. По мнению предпринимателей, это добавляло солидности их фирмам», – считает Елена Афанасьева.

Сейчас в Москве существует около десяти специализированных коворкинг-центров: бизнес-центр MatrixOffice, «Первый коворкинг Москвы», «Московоркинг», Regionpolicy.ru, офисный клуб Communist Loft, «Преображенка», CoworkingBees и др. Кроме того, коворкинг-площадки можно найти еще в 15-20 офисных зданиях. Девелоперов этот вид бизнеса пока не очень привлекает, но выделить под коворкинг некоторый объем площадей они готовы. В июне прошлого года корпорация Mirax Group заявляла об открытии на территории башни «Федерация» коворкинг-центра, однако идея не прижилась. «На данный момент аренда рабочих мест в «Федерации» не производится», – заявила сотрудница пресс-службы компании Юлия Браженцева.

Стоимость аренды одного рабочего места в московских коворкинг-центрах колеблется от 4 до 15 тыс. руб. в месяц – стоимость зависит от месторасположения, качества БЦ и от зонирования (open space либо небольшие кабинеты). Дополнительно оплачиваются телефония и интернет. Стандартный срок аренды рабочего места в подобных офисах – один месяц, но есть возможность арендовать пространство на несколько дней и даже часов. Список предоставляемых услуг и оборудования стандартный: стол, стул, офисные перегородки, высокоскоростной интернет, телефония, секретарь/администратор, принтер, факс.

Сегодня услуги коворкинг-офиса предлагают и… юридические компании, занимающиеся регистрацией. Фирма «Компания Московский Офис», например, вместе с арендой рабочего места по весьма демократичной цене в 5 тыс. руб. в месяц, предлагает и полный пакет услуг по регистрации ООО или ЗАО.

После того как государство обязало компании находиться по адресу официальной регистрации, налоговые инспекции перестали регистрировать юридические лица без предварительного договора аренды. Выходом для компаний и стали «коворкинг-центры» – «места массовой регистрации», если говорить языком налоговиков. Впрочем, если владельцы зданий регистрируют всех подряд, то налоговая «закрывает» им регистрацию. Расчеты в данном случае просты: берется общую площадь здания и делится на количество зарегистрированных компаний. Если получается меньше квадратного метра на компанию – то в регистрации по этому адресу новых фирм отказывают.

«Конечно, коворкинг для нас – просто красивая «фишка», позволяющая продавать свои услуги», – призналась сотрудница фирмы «Компания Московский Офис» Александра Николаева. Впрочем, это не мешает профессиональным «регистраторам» брать свой процент за аренду рабочего места. За посредничество «Компания Московский Офис» попросила за трех сотрудников ежемесячную арендную плату в 15 тыс. руб. На самом деле зарегистрировать место в коворкинг-центре можно абсолютно бесплатно.

Екатерина Антошкина,

генеральный директор агентства PR.Project:

«В прошлом году у нас был некий опыт совместной аренды офиса. Мы занимали один «кабинет» в крохотном помещении в небольшом особнячке в центре города. В двух других «кабинетах» (никак не отделенных друг от друга) сидели чужие люди, не имеющие никакого отношения к пиару. Один был юристом, второй торговал чем-то вроде щебня. У нас был общий принтер, общая телефонная сеть и даже некое подобие кухни. Мы все были друг другу секретарями и помощниками, хотя, конечно, были бы рады занимать отдельные офисы. Мужчина, торговавший щебнем, нуждался в тишине, которую ему никак не могли обеспечить – работа пиарщика требует постоянной болтовни по телефону с огромным количеством людей. Юрист, в свою очередь, оказался очень разговорчивым человеком, постоянно интересовавшийся достижениями соседей, их профессией, образованием, кошками и машинами. В общем, любил он, отдыхая от своих документов, поговорить. Несмотря на это, в конце концов наш странный коллектив обжился, мы как-то притерлись друг к другу, начали в складчину покупать бумагу в принтер и даже успели отметить пару дней рождений. В общем, жили такой офисной коммуной. Старались не шуметь, когда у кого-то переговоры, и не мешать, когда у кого-то аврал».

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

10
Ташкентская ул., з/у 14/1, ЮВАО, Выхино-Жулебино

На Ташкентской улице продолжается строительство дома на 184 квартиры

На юго-востоке столицы в районе Выхино-Жулебино строится дом по программе реновации общей площадью свыше 17 тысяч квадратных метров. Жилой комплекс возводят по адресу: улица Ташкентская, дом 14 корпус 2 (зу 14/1).
00
Девочка перед зеркалом

Зеркала в интерьере квартиры

Трудно себе представить жизнь человека без использования зеркал в быту - в прихожей, ванне или спальни. Зеркала нужны обоим половинкам человечества, ведь все мы хотим выглядеть хорошо - от этого зависит наш успех и в личной жизни, и на работе.
00
NF Group

Посещаемость термальных комплексов Московского региона вырастет на 61% и превысит 4 млн человек в 2025 году

Рынок термальных комплексов в Московском регионе продолжает развиваться: к середине 2025 года здесь действует 16 термальных комплексов, а доля столицы и Московской области на рынке терм России достигла 23%.
00
ICE TOWERS

Компас инвестора от «Метриум»: Обзор новых московских проектов II квартала 2025 для инвестиций

Во II квартале 2025 года на рынке новостроек Москвы начались открытые продажи 9 проектов. Эксперты «Метриум» составили рейтинг наиболее перспективных из них с точки зрения инвестиционной привлекательности.
00
ЖК «МОНС» Огородный проезд

Технология тоннельной опалубки ускоряет возведение жилого комплекса в Бутырском районе

На северо-востоке Москвы началось возведение надземной части первой очереди жилого комплекса «МОНС», в которую входят четыре корпуса на 730 квартир общей площадью 123,8 тысячи квадратных метров.
00
Антон Слободчиков, Председатель Комитета государственного строительного надзора города Москвы

В Москве реализуется 466 проектов долевого строительства площадью почти 30 млн кв. метров

На столичном рынке недвижимости с привлечением средств граждан в рамках закона «Об участии в долевом строительстве» 293 застройщика реализуют 466 проектов площадью 29,7 миллиона квадратных метров.
00
ЖК «Павелецкая Сити» ул Дубининская

В четвертой очереди жилого комплекса в Даниловском районе появится 20 торговых помещений

В четвертой очереди ЖК «Павелецкая Сити» появится 20 нежилых помещений суммарной площадью 1,2 тысячи квадратных метров. В них откроются магазины, кафе, аптеки и другие объекты торговли и бытовые сервисы.
00
ЖК «Среда на Кутузовском» ул Ивана Франко

В районе Кунцево началось возведение надземной части трех корпусов на 785 квартир

Начались работы по возведению надземной части первой очереди жилого комплекса «Среда на Кутузовском». Первая очередь включает три корпуса высотой от 12 до 44 этажей общей площадью свыше 72,7 тысячи квадратных метров.
00
В офисе идет видеоконференция

Оборудование для видеоконференций: как найти профессионального поставщика и избежать ошибок

Критерии выбора надежной компании для поставки и монтажа конференц-оборудования. Технические компетенции, проектирование и сервисное обслуживание систем видеосвязи.
00
Веселый водитель за рулем автофуры, рисунок

Онлайн-расчёт стоимости перевозки: как оценить маршрут, груз и тариф за пару минут

Узнайте, почему калькулятор расчёта стоимости перевозки — это удобный инструмент для бизнеса. Как он помогает оценить расходы, спланировать логистику и избежать непредвиденных расходов.
00
Стоянка с автомобилями - покупатель осматривает автомобиль с повреждениями кузова

Как и где выгодно купить битый автомобиль: полное руководство для покупателя

Прежде чем погружаться в поиски, необходимо четко определить, что скрывается за термином «битый автомобиль». В обиходе так называют любую машину, имеющую повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), стихийного бедствия и тп.
00
IBC Real Estate, логотип

Крупнейшие игроки онлайн-продаж заняли четверть складского рынка

По состоянию на июнь 2025 года 90% общего объема онлайн-продаж обеспечивают 20 крупнейших игроков, которые занимают 26% складских площадей по всей России - подробнее...
00
Поликлиника ЖК Parkolovo, рендер проекта

Группа ЦДС приступила к строительству детской поликлиники в ЖК Parkolovo

Общая площадь четырехэтажного здания составит 9761 квм. Поликлиника будет расчитана на 340 посещений в смену с дневным стационаром, травматологией и станцией скорой медицинской помощи.
11
Авито, логотип портала

Итоги I полугодия 2025 на рынке коммерческой недвижимости в Москве и Московской области

24 июля «Авито Недвижимость» провела конференцию «Панорамный взгляд», посвященную итогам I полугодия 2025 года на рынке коммерческой недвижимости в Москве и области. В событии также приняли участие эксперты IBC Real Estate, Nikoliers и Parametr.
Или войти с помощью: