Президентский законопроект об обязательной прокурорской антикоррупционной экспертизе всех нормативно-правовых актов может сам стать коррупционным инструментом, считают эксперты. Это произойдет, если в нем не появится требование публиковать сами нормативные акты и экспертные заключения на них.
Законопроект «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» был внесен президентом РФ в мае этого года. Третье чтение документа должно состояться до конца июня.
Факторы риска
Законопроект требует, чтобы все нормативные документы, которые разрабатываются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, проходили обязательную экспертизу в прокуратуре и Министерстве юстиции РФ. Закон вводит понятие «коррупционные факторы» - это положения нормативных правовых актов или проектов таких актов, «устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общего порядка, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для коррупции».
Иными словами, это те положения законов, постановлений, указов и распоряжений, в которых есть лазейки для того, чтобы обеспечить выгоду для конкретных юридических или физических лиц. Проекты постановлений правительства и указов президента, которые разрабатываются федеральными органами власти, будет проверять Минюст. А проекты нормативно-правовых актов (НПА) министерств, ведомств и служб, документы органов власти субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц – прокуратура. В ее же ведение попадут и нормативные акты органов, организаций и их должностных лиц, касающихся законодательства, регулирующего деятельность госкорпораций, фондов или иных организаций, создаваемых на основании федерального закона, и субъектов естественных монополий.
Заключение должно быть выдано не позднее чем через десять дней с момента поступления документа на экспертизу, а в случае вынесения протеста на решение законодательного органа субъекта или органа МСУ – на ближайшем его заседании. Документ допускает, что граждане, а также коммерческие и некоммерческие организации, могут за свой счет провести антикоррупционную экспертизу того или иного документа и о ее результатах проинформировать прокуратуру. Она может согласиться или не согласиться с этими данными.
Проверка будет проводиться с применением специальной методики определения коррупциогенности, разработанной Минюстом. Она содержит 22 фактора, по которым можно судить, насколько документ способствует всяческим злоупотреблениям. В частности, коррупциогенным считается употребление в НПА слова «вправе» вместо «обязан» по отношению к действиям чиновника.
«Это ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте