Уже более года прошло с тех пор, как в столице Зимней Олимпиады 2014 года практически встали продажи жилья. Местный рынок недвижимости переживает далеко не самый лучший период в своей жизни. И виноват в этом вовсе не мировой финансовый кризис. Переломный момент наступил в ночь с 4 на 5 июля 2007 года, когда на заседании Международного олимпийского комитета Сочи был признан местом проведения XXII Зимних Олимпийских игр. Как уже неоднократно писали во многих СМИ, после этого события цены на жилую недвижимость в Сочи буквально «взлетели».
Сотка земли в Имеретинской долине в считанные дни выросла с $3 тыс. до $100 тыс., а стоимость квадратного метра готового жилья приблизилась к отметке в $15 тыс. К слову сказать, шесть лет назад за эту же сумму в Сочи можно было купить квартиру площадью около 60 кв. м. Тогда, год назад, многие аналитики утверждали, что это явление временное, уже к началу 2008 года ситуация стабилизируется. Но этого не произошло. Цены не только остались на том же высоком уровне, но и продолжили свой аномальный рост. Аномальный потому, что происходил он вопреки логике, только за счет того, что в Сочи через 6 лет пройдет Олимпиада. Те, кто бывал на черноморском курорте в последние годы, согласятся, что сегодня уровень сервиса, инфраструктуры и прочих параметров, влияющих на ценообразование, находится на отвратительном уровне. Те блага цивилизации, которые предлагаются покупателям в Москве за те же $15 тыс. за кв. м, в Сочи могут только сниться. До сих пор в городе существуют проблемы с электричеством, газо- и водоснабжением.
На этом фоне все более реальным видится обвал цен, о котором говорили немногие аналитики. «Ситуация в Сочи с продажами в последний год довольно тяжелая. Связано это с одним очень простым обстоятельством: в ночь, когда было объявлено о проведении в Сочи Зимней Олимпиады, цены выросли настолько сильно, что в сравнении с курортами Болгарии, Черногории, Хорватии разница составила несколько раз. Есть цены и в $10 тыс./кв. м, и $15 тыс./кв. м, но объяснить покупателю, почему жилье в Сочи должно стоить в 5 раз дороже, чем на курорте, где уже сложилась инфраструктура, невозможно», - говорит директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова.
По ее мнению, когда-нибудь рынок дойдет до того, что такие цены станут реальностью, но на сегодняшний день они сильно завышены. По прогнозам специалиста, рынок может обвалиться уже в ближайшие месяцы. «Есть несколько вариантов развития ситуации, но все они зависят от девелоперов. Если они будут продолжать настаивать на том, что жилье должно стоить $10-15 тыс./кв. м, то мы в ближайшие полгода-год столкнемся с обвальным падением цен», - констатирует эксперт. Единственным выходом из ситуации она видит выход новых проектов по адекватным ценам. «Тогда рынок продолжит плавно расти и не заметит тот «олимпийский шок», который произошел ранним утром 5 июля 2007 года», - заключает Ольга Широкова.
Проблемы Сочи, к слову сказать, касаются не только цен на недвижимость. Предстоящая Олимпиада повлияла на все сферы жизни города, в том числе и на основную статью дохода – туризм. По сути, черноморское побережье Краснодарского края является единственным в России морским курортом. И долгие годы он был любим россиянами. Но сегодня ситуация меняется. Позволить себе отдохнуть в Сочи могут довольно обеспеченные люди. Но учитывая соотношение цен и уровня сервиса, делать это они вряд ли будут, дешевле обойдется отдых в Турции или Тунисе, с гораздо более высоким уровнем комфорта, шикарным сервисом и любезным персоналом, по системе «все включено». Т.е. деньги россиян плавно перетекают в бюджеты других государств, а не остаются в местной казне, откуда могли бы пойти на развитие инфраструктуры курорта, на то чтобы сделать его достойным конкурентом на мировой туристической арене.
Одним из главных показателей привлекательности курорта является желание иностранных граждан покупать на нем недвижимость, что бы можно было приезжать отдыхать в любое время. По статистике, у каждого третьего жителя Великобритании есть дом или апартаменты на курортах других стран. Но только не в Сочи, говорит директор по развитию бизнеса компании Knight Frank Ольга Тараканова. «Сегодня ни один город России, даже Москва, не являются привлекательными для покупок среди иностранцев. В столице это всего 3-4% от общего объема сделок. В Сочи дела обстоят еще хуже. Курорт вообще не развит, зачем им тут покупать? Они не видят в этом смысла», - говорит она.
Вообще вся эта шумиха вокруг Сочи выглядит очень бессмысленно. По телевизору выступают высокие чины правительства, заявляют, что курорт развивался бы и без признания Олимпийской столицей. Но как-то развития этого не видно. Да, кончено, за один год из заштатного курорта не сделаешь подобие французского Лазурного берега, но побывав в городе остается ощущение, что и за оставшиеся до Олимпиады несколько лет ситуация сильно не изменится. Проще было бы сравнять город с землей и отстроить его заново.
Иван Кузнецов
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте