Сегодня предложения на подмосковные дачи вышли за рамки своего классического образа – легких построек в садовом кооперативе или домов в так называемых «стародачных» поселках (местах загородной жизни советской элиты – чиновников, ученых, военных, деятелей искусства). За последние десятилетия на рынке появились новые форматы, на которые в значительной мере переориентировался покупательский спрос. Речь в первую очередь идет об участках без подряда на первичном рынке, на которых новые хозяева на свое усмотрение возводят не только капитальные постройки, но и дачи. Редакция «РБК-Недвижимости» проанализировала, какие дачи сегодня наиболее популярны и каковы перспективы этих форматов на рынке.
Эксперты рынка загородной недвижимости характеризуют современные дачные проекты следующим образом: дом площадью не более 100 кв. м, на участке порядка 6 соток, который не предназначен для круглогодичного проживания. Эти дома могут быть как готовыми, так и в виде проектов, которые покупатель реализует самостоятельно или заключает договор подряда с продавцом.
Предложения на рынке Московской области представлены в следующих основных форматах:
УБП – участки без подряда (иногда с минимальным набором коммуникаций), которые приобретаются под дачное строительство. Предложение есть как на первичном рынке – от землевладельцев, так и на вторичном – от частников.
СДТ – готовые дачи в садово-дачных товариществах (вторичный рынок).
УСП – участки с подрядом, когда уже построенные дачи предлагаются в организованных дачных поселках или строятся продавцом по заказу покупателя.
Однако в целом интерес к дачной недвижимости Подмосковья в последние пять-шесть лет не растет. Как считают риелторы, в этом виноваты продавцы со своими завышенными аппетитами. Впрочем, на рынке загородной недвижимости сейчас переоценены не только дачи, но и практически все форматы загородной недвижимости – коттеджи, таунхаусы, квартирные дома.
По данным «Инком-Недвижимости», средняя цена предложения на загородном рынке превышает среднюю цену реализации в 2,2 раза (7,7 млн руб. против 3,5 млн руб.). По конкретным форматам это превышение выглядит следующим образом: в 2,8 раза – на участки без подряда и столько же на коттеджи, в 1,5 раза – на квартиры в малоэтажных жилых домах, в 1,5 раза – на таунхаусы и дуплексы. По оценке руководителя аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрия Таганова, в общей сложности за 2014 год на рынке Московской области зафиксировано 18 тыс. сделок, что на 14% меньше, чем в 2013-м. Из них наибольшее число продаж – 56% – пришлось на долю участков без подряда, 25% – на квартиры в малоэтажных жилых домах, 10% – на таунхаусы и дуплексы, 9% – на коттеджи и участки с подрядом.
Ни растет, ни падает
Сейчас рынок дачной недвижимости Подмосковья находится в состоянии стагнации. Этот сегмент реагирует на кризисы наиболее болезненно – «второй дом» не является предметом первой необходимости, поэтому его приобретение обычно откладывают до лучших времен. В целом рынок загородной недвижимости вошел в фазу стагнации еще после кризиса 2009 года, сейчас тенденция еще больше укрепилась, рассказал руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.
В 2013 году падение средней стоимости на дачном рынке составило 30%. «В прошлом году цены сохранялись на одном уровне, но исключительно из-за аппетита продавцов, не желающих сдавать свои ценовые позиции», – считает вице-президент корпорации риелторов «Мегаполис-Сервис» Игорь Быковский.
В марте 2015 года спрос на подмосковные дачи оказался выше, чем ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте