Работа микрокредитных организаций в Казахстане претерпела за последние годы значительные преобразования. Например, начиная с 2021 года, каждая организация, которая занимается выдачей микрокредитов, должна лицензировать свою деятельность. Стоит отметить, что данный законопроект был подготовлен еще ранее — в 2020 г. Однако он вступил в силу с начала предыдущего года. Новостной портал РИА56 сообщает и о других особенностях, которые затронули сферу микрокредитования в Казахстане.
Что нового появилось в области микрокредитования
Пожалуй, одним из важнейших нововведений стало требование относительно проверки новых продуктов, выпускаемых и предлагаемых клиентам микрокредитными организациями. Проверку на соответствие требованиям проводит соответствующий регулятор; при этом проверяется также, указаны ли в рекламе кредитного продукта особенности предложения. Например, клиент должен быть проинформирован о том, каким образом осуществляется расчет такого показателя, как годовая эффективная ставка вознаграждения. В том случае, если данный показатель не был отражен в рекламе продукта, то организация будет оштрафована.
Уведомление о просрочках по кредиту
В качестве еще одного нововведения стало требование к микрофинансовым организациям о необходимости уведомления клиента о просрочках. При этом данные уведомления следует осуществлять максимум на 20-й день. Клиент в такой ситуации обладает правом реструктуризации полученного займа; реализация этого права осуществляется при помощи письменного обращения в МФО. Ответ гражданину должен быть отправлен не позже, чем через 15 дней после запроса на реструктуризацию.
Досудебное урегулирование задолженностей
Нововведения и коснулись возможностей урегулирования проблемных задолженностей без необходимости обращения в суд. Эта практика имела место еще и до принятия соответствующего закона, однако лишь в октябре 2021 года данный механизм обрел реальные основания в законодательстве Казахстана. Согласно новым правилам, и заемщик, и клиент имеют возможность в конфликтной ситуации договариваться самостоятельно, либо обращаться за содействием к регулятору. Лишь в том случае, когда ситуация не разрешилась, стороны имеют возможность обращения в суд. Эта практика уже показывает свою эффективность — как показывает статистика, по итогам прошедшего года количество неработающих займов существенным образом снизилось.