Каждый 25-й российский ипотечный заемщик испытывает трудности с обслуживанием кредита. В период экономических кризисов количество проблемных долгов резко возрастает. Оказавшись в неприятном положении несостоятельного должника, самое главное – не терять голову и действовать разумно.
Как показывает опыт Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК), в 87% случаев ситуация может быть исправлена даже после наступления дефолта заемщика. Но каждый второй клиент банка, столкнувшись с финансовыми трудностями, выбирает «стратегию страуса».
«Сдаваться» или выжидать?
По условиям предоставления кредита клиенты обязаны оповещать банк о любых значимых изменениях в их жизни: утере или восстановлении документов, смене места работы или проживания, изменении состава семьи. В первую очередь к важным факторам относится снижение дохода заемщика или созаемщиков по любой причине – из-за потери работы, уменьшения зарплаты вследствие проводимых работодателем «антикризисных» мероприятий, длительной болезни.
Однако законопослушных заемщиков, спешащих оповестить банк об изменениях в жизни, не так уж много. Многие рассуждают следующим образом: «Зачем волновать банкиров моими временными трудностями, если я в состоянии обслуживать ипотеку, а через пару месяцев точно трудоустроюсь?» Резон в этих аргументах есть. Предположим, молодая семья оказывается в непростой ситуации – оба одновременно остаются без работы. Скорее всего, банку этот поворот событий покажется неприемлемым и чересчур рисковым. Будет сложно доказать, что, предположим, старшее поколение семьи готово обслуживать ипотечный кредит, пока молодежь не выберется из индивидуального кризиса. Зачастую выбирается альтернативный путь – об изменении записи в трудовой книжке заемщики сообщают уже постфактум, не просрочив при этом ни одного платежа.
С другой стороны, в таком подходе есть доля риска. Не факт, что клиенту удастся стабилизировать свое финансовое положение в течение нескольких месяцев. И если ему все же придется обращаться в банк с просьбой совместно найти наилучший выход из неприятной ситуации, длительное утаивание важных сведений может дискредитировать его в глазах кредитора.
С открытым забралом
В том случае когда заемщик четко понимает, что не в состоянии выплачивать ежемесячные взносы по кредиту, наихудшим способом действий является игра в прятки с кредитором. Если просрочки приобретают хронический характер (допущены более трех раз в течение 12 месяцев) или если очередной платеж не был внесен в течение 90 дней (в договорах некоторых кредитных организаций – 30 дней), банк может письменно потребовать досрочного погашения кредита, довести дело до суда и продажи квартиры.
Гораздо правильнее при наступлении затруднений известить об этом кредитора. Клиент должен обратиться в кредитный отдел банка с письменным заявлением, в котором подробно описывается ситуация, причины ее возникновения, и приложить документы, подтверждающие изменение своего финансового состояния (справка об увольнении, справка о новом размере месячного дохода). Не лишними будут возможные конструктивные предложения по возвращению долга ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте