Любой человек в повседневной жизни является не только представителем той или иной профессии, но и потребителем. Ему всегда приходится что-то покупать и пользоваться услугами в какой-нибудь сфере. Большинство компаний, конечно, стараются повышать уровень обслуживания клиентов. И все же, ситуации, когда человеку продают некачественный товар или недобросовестно оказывают услугу, периодически возникают. Подобные инциденты происходят где угодно: в магазине, кафе, парикмахерской, стоматологической клинике и т.д. Как же следует поступить потребителю, чьи права ущемлены?
Для начала нужно знать нормативы, регламентирующие эти моменты. Потребительские права четко определены в российском законодательстве. Согласно ему, каждый потребитель имеет право получать качественный товар или услугу, соответствующие установленному стандарту. При этом должна обеспечиваться безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан. Следующий пункт – информация. Потребитель вправе потребовать от продавца или поставщика услуг достоверных сведений о предоставленном ему продукте. В случае убытков, нанесенных потребителю некачественным товаром или услугой, он имеет право на их возмещение. В некоторых случаях компенсируется не только финансовый, но и моральный ущерб. Форма возмещения последнего определяется судом.
Защита прав потребителей имеет ряд юридических нюансов. Например, подавать претензию следует правильно и в отведенный для этого срок. Поставщик (производитель) обязан заменить некачественный товар или возместить покупателю его стоимость. Если виновная сторона отказывается удовлетворить требования клиента, последний может обратиться в суд. При этом он освобождается от уплаты какой-либо пошлины. Аргументируя жалобу, истец должен ссылаться на существующие нормативы. Поэтому в случае недостаточной компетенции в этой области потребителю стоит воспользоваться услугами юриста. Специалист проконсультирует клиента, поможет составить заявление, а при необходимости выступит в суде от имени истца.
Опыт показывает, что до судебных разбирательств доходит не так часто. Компании обычно дорожат своей репутацией и готовы компенсировать потребителю как финансовый, так и моральный ущерб. Как правило, этого добиваются те, кто умеет корректно и обстоятельно сформулировать свои претензии. Если же клиент прибегает к сомнительным способам защиты прав (ненормативная лексика, фальсификация фактов, прямые оскорбления и т.п.), он сам рискует попасть в категорию правонарушителей.