По данным JLL, в 3-м квартале 2019 года центральные торговые коридоры столицы пополнились 53 заведениями общественного питания, что является наибольшим значением с начала 2016 года. Активное развитие сегмента ресторанов и кафе является главным трендом на основных торговых улицах Москвы в последние несколько лет. В связи с этим растет доля операторов общественного питания в общей структуре арендаторов центрального стрит-ритейла – с 32% в 2016 году она выросла до 37% на настоящий момент.
Динамика открытий объектов общественного питания на ключевых торговых улицах Москвы
Наибольшее количество открытий заведений общественного питания наблюдалось на Садовом кольце (23%), Арбате (17%), Покровке (9%) и Пятницкой (8%).
«Если говорить о типах открывшихся заведений, то больше всего в 3-м квартале открылось традиционных ресторанов и кафе (38%). На втором месте – кофейни с показателем 21% от общего количества новых заведений. Стоит отметить, что сегмент кофеен в общей структуре операторов общественного питания в рассматриваемых центральных торговых коридорах занимает около 15% и их количество растет примерно на 10% за год, аналогичная тенденция ожидается и в следующем году. На третьем месте по количеству открытий находятся бары и пабы (15%)», – комментирует Владислав Фадеев, заместитель руководителя отдела исследований компании JLL.
Помимо кафе и ресторанов в 3-м квартале высокий спрос наблюдался в сегментах одежды, обуви и аксессуаров, а также среди супермаркетов и специализированных магазинов. Среди ключевых открытий последних трех месяцев можно выделить появление Intimissimi на Кузнецком мосту, специализированных магазинов сладостей «Ковбой Кенди» и «Пират-Мармелад» на Арбате и Никольской улицах соответственно. В целом за квартал количество открытий на 30% превысило число закрытых объектов, что привело к снижению доли свободных помещений центрального стрит-ритейла столицы – она опустилась до 9,4%, что является самым низким уровнем с начала года. По сравнению с показателем прошлого квартала вакантность опустилась на 0,8 п.п.
Динамика доли свободных помещений на ключевых торговых улицах Москвы
Наибольшее снижение наблюдалось на Арбате – за прошедшие 3 месяца показатель на одной из главных туристических улиц столицы опустился на 5,9 п.п. и достиг 5,8%. Как и в целом по рынку, большинство (60%) новых арендаторов, занявших на этой улице свободные помещения, представляют сегмент общественного питания. К примеру, в 3-м квартале 2019 года Арбат пополнился такими заведениями, как ресторан Il Pizzaiolo, кафе «Мама наготовила... Сёма, ешь», рестораном китайской кухни Golden Panda и еще несколькими проектами.
Снижение доли свободных помещений также наблюдалось на Садовом кольце, высвобождение помещений на котором в начале года было одной из основных причин общего повышения уровня вакантности. По итогам сентября доля свободных помещений на Садовом кольце упала до 10,3%, -2 п.п. за последние три месяца. Стоит отметить, что более 60% вакантных помещений заняли представители категорий «кафе и рестораны» и «красота и здоровье».
Наименьшая доля свободных помещений наблюдается на Покровке – вакантность здесь опустилась на 1,9 п.п. и составила 1,8%. Все новые арендаторы, занявшие пустовавшие помещения, представляют сегмент общественного питания, что неудивительно, учитывая сложившийся ресторанный профиль улицы.
Небольшое снижение средних запрашиваемых арендных ставок наблюдалось в локациях с довольно высокой долей свободных площадей - в Столешниковом переулке (-3% до 195 тыс. руб. за кв. м в год1) и на Петровке (-7% до 135 тыс. руб. за кв. м в год). Тверская улица напротив показала рост арендной ставки на 6% до 90 тыс. руб. за кв. м в год.
«В связи с начинающейся застройкой территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода арендаторы сформировавшегося там ресторанного кластера вынуждены срочно искать альтернативные площадки под свои заведения. Как следствие, повышенный спрос, конкуренция и ограниченное количество качественных и удачно расположенных локаций в ближайшее время могут вызвать рост арендных ставок на помещения под заведения общественного питания в центральных торговых коридорах Москвы», – комментирует Екатерина Подлесных, руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве.
Средние ставки аренды в ключевых торговых коридорах Москвы
О компании JLL
JLL (NYSE: JLL) является лидирующей компанией на рынке профессиональных услуг в сфере недвижимости и управления инвестициями. Мы реализуем новый подход к недвижимости, формируя пространства и неограниченные возможности для достижения самых смелых целей. Следуя этому подходу, мы сегодня создаем лучшее завтра для наших клиентов, сотрудников и общества в целом. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500 с годовой выручкой на уровне 16,3 млрд долл. Компания JLL объединяет около 92 тыс. сотрудников в более чем 80 странах мира (по данным на 30 июня 2019 года). JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.
В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Российская команда JLL отмечена престижными наградами, включая премию «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва в 2004, 2006-2017 годах, «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 и 2016 годах, а также «Лучшая консалтинговая компания на рынке недвижимости России» по версии Euromoney Real Estate Awards в 2014-2018 годах.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте