В ходе выставки один из круглых столов был посвящен особенностям и значению программы реновации жилья в Москве: о ее особой урбанистической и экономической роли, а также о возможной экстраполяции столичного опыта на другие регионы России.
Инициатором круглого стола стала сопредседатель совета по инновациям и стратегическому развитию при РГУД Ольга Гусева.
Ольга отметила, что основная цель организации подобных мероприятий – рассказать о реновации с человеческим лицом, показать, что над проектом работают профессионалы с опытом на рынке, которые понимают в чем есть необходимость у потребителя.
В дискуссии приняли участие:
- Евгения Муринец, Директор Института градостроительной политики, Член экспертного совета по формированию комфортной городской среды, Советник президента Союза архитекторов России;
- Алексей Расходчиков, сопредседатель фонда Московский центр урбанистики «Город»;
- Юрий Барсуков, руководитель управления реализации компании «Мосреалстрой»;
- Светлана Ярова, Руководитель департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG;
- Антон Бондаренко, Руководитель архитектурной мастерской APEX.
Алексей Расходчиков рассказал, что 66% жителей реновируемых районов Кузьминки, Царицыно, Головинский, Проспект Вернадского и Хорошево-Мневники поддерживают намерения властей.
Жители ожидают улучшения жилищных условий и благоустройства общественных пространств. Минусами считают возможную экологическую ситуацию района, рост количество автомобилей и связанные с этим загазованность, шум, а также возможную нехватку паркингов.
При этом зафиксирована наибольшая потребность медицинских учреждениях, транспортной инфраструктуре, а также образовательных и спортивных заведений.
На портале Российского строительного комплекса (http://rsknews.ru) разместили часть аналитического доклада о роли реновации в формировании рынка недвижимости Москвы, который был представлен руководителем управления реализации городской компании «Мосреалстрой» Юрий Барсуковым.
По данным этого доклада реновация уже успела показать себя в качестве экономического драйвера строительной отрасли. Так, в 1 квартале 2019 года было выдано разрешений на строительство 590 тыс. м2 жилья, и большая часть – 385 тыс. м2 – пришлась именно на объекты реновации. Во втором квартале доля объемов реновации составила ¼ от всех разрешений на строительство. За неполные два года было выдано РС на рекордную площадь, из которой: 4,5 млн м2 – уже вышли на рынок, 4,3 млн м2 – перспективный объем, а 1,4 млн м2 – приходятся на объемы строительства по реновации.
«По прогнозам наших аналитиков, реновация в дальнейшем может повлиять на снижение среднерыночной цены предложения. Равномерный рост стоимости жилой недвижимости в столице продолжится вплоть до 2021 года, затем, учитывая переход программы реновации в активную фазу, начнется незначительное снижение цен – с 211,1 тыс. руб./м2 в 2021 году до 202 тыс. руб. /м2 в 2023 году», - рассказал эксперт, отметив, что тренды ценообразования текущего года полностью подтвердили прошлогодний прогноз компании «Мосреалстрой».
Вопрос о коммерческих площадях в реновации осветила руководитель департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG Светлана Ярова.
По данным RRG именно в реновационных районах в радиусе 500 м. от метро или на пересечении новых транспортных узлов (МЦК, МЦД и ТПУ) формируются локации интересные для среднесрочного и долгосрочного инвестирования, где ликвидность качественных объектов будет расти.
Доходность существующих объектов за счёт редевелопмента, коммерческой реновации или просто ремонта в зависимости от конкретной ситуации можно повысить минимум на 15-20% с учётом грядущих перемен в районах.
Расходы потребителя, проживающего в районе реновации в первой половине 2019 года составил 40-45 тыс. руб. /чел. в месяц, в благополучных развитых спальных районах 45-55 тыс.руб. /чел. в месяц. Улучшение среды проживания и качества жилья будет способствовать и росту потребления, а значит – даст шансы предпринимателям и инвесторам на выгодные инвестиции.
Собственникам морально и физически устаревших зданий, и помещений, не попавших в реновацию, напротив, следует готовиться к тому, что их активы однозначно потеряют в цене при выходе на рынок новых объектов инфраструктуры, ритейла, офисной недвижимости, которая обязательно закладывается в реновируемых кварталах. Объем нового предложения коммерческой недвижимости в подобного рода кварталах может составлять от 7 до 20% от общего количества застройки, добавила эксперт.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте