Загородный рынок более разнообразен по сравнению с городским, здесь представлено гораздо больше форматов жилья, нет «типовых» квартир, в придачу к коттеджу или таунхаусу приобретается еще земля. Поэтому в уходящем году и наблюдался некоторый разброс трендов. Но мы с помощью экспертов все же попытаемся выделить основные тенденции.
Как рассказал журналу www.metrinfo.ru Олег Репченко, аналитик рынка недвижимости, руководитель аналитического центра «Индикаторы Рынка Недвижимости» www.acirn.ru, если рассмотреть динамику цен за 2010 год, то первичная загородная недвижимость подешевела с опозданием – в силу меньшей ликвидности и большей инертности. Падение цен в коттеджных поселках, экспонирующихся на рынке с 2009 года и ранее, пришлось уже на весну 2010 года и составило 20-30%. Так сказались и риски недостроя, и задержки сроков строительства, и другие недостатки. Во многих проектах красивые рекламные картинки и рассказы о том, что «здесь будет город-сад», так и не стали реальностью, работы дальше уровня рытья канав не продвинулись, а сроки реализации были непонятными. Но те поселки, которые вышли на рынок по умеренным ценам и быстро строились, плавно дорожали. В итоге цены показали незначительный рост индексов на несколько процентов.
Вместе с тем, Олег Репченко считает, что «загородка - это тот рынок, который имеет больше шансов подстроиться под потребителя, потому что, у него существует больше вариантов для оптимизации проектов». И как раз в 2010 году много проектов прошло такую оптимизацию. Например, уменьшились площади участков, так как можно было без особых затрат участок 20 соток нарезать на два по десять, или из двух по 15 соток сделать три по десять. Застройщики уменьшали площади домов или отказывались от дорогих элементов инфраструктуры для снижения окупаемости, автоматически снижая классность проектов. По итогам года доля поселков экономкласса выросла с 15 до 50%. (Подробнее взгляде аналитического центра «Индикаторы Рынка Недвижимости» на состояние загородного рынка изложен в статьях: «Прогноз цен на загородное жилье Подмосковья в 2011 году»; «Загородное постоянное жилье: портрет покупателя»; «Недвижимость Москвы и России в 2011 году»).
Основные тенденции
Другие эксперты – профессионалы загородного рынка выделили следующие тенденции, проявившиеся в 2010 году. Как отметила Луиза Улановская, руководитель департамента маркетинга и продаж «Газпромбанк-Инвеста», в 2010 году заявила о себе тенденция к росту количества выводимых на рынок проектов и возврату интереса девелоперов к продаже земли с подрядом или готовых домов.
Впрочем, по словам Ильи Сапунова, генерального директора компании «Красивая Земля», в начале 2010 года в Подмосковье насчитывалось примерно 120-130 поселков без подряда, а к концу года их число выросло до 180-210. В 2010 году на участки без подряда в организованных поселках пришлось не менее 70% покупательского спроса.
Правда, как отмечает Генеральный директор Kaskad Family Борис Цыркин, 2010 год стал своеобразной лакмусовой бумажкой для большинства застройщиков, занимающихся реализацией такого рода продукта, поскольку проекты, как правило, попадали на рынок еще в конце 2008, начале 2009 года и у покупателей было достаточно времени, чтобы убедиться, справляется ли застройщик со взятыми на себя обязательствами (речь – о подведении коммуникаций) или нет.
Цены: в итоге - небольшой рост
Анализ ситуации с ценами получился неоднозначным. Возможно, это объясняется тем, что эксперты компаний работают с разной загородной недвижимостью. В целом же поведение цен на первичном загородном рынке, как уже говорилось выше, во многом зависело от качества предложения. Переоцененные проекты, дома больших площадей и устаревших концепций потеряли в цене больше всего. Качественные предложения или оставались в прежней цене, или немного дорожали.
Поэтому Анна Шишкина, директор по маркетингу УК «Абсолют Менеджмент», обратила внимание на то, что говорить об однозначном росте или падении цен на первичном загородном рынке нельзя. В динамично продающихся поселках близких к завершению, они выросли на 20-30%. В поселках, где не было продаж, цены, напротив, упали на 10%. Однако в целом по рынку рост цен до конца года не превысит 5%, - считает Людмила Ежова, исполнительный директор компании «Терра-Недвижимость». А Самир Джафаров, коммерческий директор 11 Investполагает, что сегодня можно говорить о стабилизации рынка загородной недвижимости Подмосковья и о постепенно восстанавливающемся спросе.
По оценке Игоря Заугольникова, директора департамента маркетинговых коммуникаций RODEX GROUP, на конец 2010 г. средняя стоимость 1 кв. м ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте