«Копейка рубль бережет» - гласит народная мудрость. И не случайно. Денежка эта на Руси всегда была самой доступной, несмотря на то, что инфляционные процессы присутствовали всегда, и цена копеечки изменялась в широких пределах.
К первой трети XVI века державный двуглавый орел широко простер свои крылья над прежними уделами, княжествами, землями. Удельно-вечевая Русь ушла в прошлое, однако и в едином государстве многое живо напоминало о былой разобщенности. Не было ни единой системы меры и веса, ни общерусской денежной системы. В те времена родилась пословица: «Что ни город, то норов, что ни деревня, то обычай».
В 1505 году на московский престол вступил сын Ивана III Василий III. Долгое время государь был бездетен. Стремясь передать престол не братьям, а родному сыну, он развелся с первой женой Соломонией Сабуровой и в 1526 году женился на Елене Глинской, представительнице знатного княжеского рода, выехавшего из Литвы. В 1530 году от этого брака родился сын Иван.
Великий князь Василий III Иванович, отец Ивана IV Грозного, умер, когда наследнику было три года. По его завещанию правление государством перешло в руки бояр, которые должны были вручить бразды правления княжичу по достижении им совершеннолетия. Регентшей при малолетнем наследнике стала его мать Елена Глинская.
Регентство продлилось всего пять лет, но за эти годы Елена успела сделать немало. В числе ее свершений — победа в войне с Литвой, заключение договора со Швецией, восстановление Устюга и Ярославля, строительство новых городов на литовской границе.В годы правления Глинской была предпринята попытка реформировать систему местного управления, что предвосхитило будущие преобразования Ивана IV. Но главным ее деянием стала денежная реформа, заложившая фундамент русской денежной системы.
В первой четверти XVI в. московские князья завершили в основном политическое объединение русских земель. В процессе ликвидации феодальной раздробленности было создано Российское централизованное государство. Но, несмотря на образование единого государства, феодальная раздробленность ощущалась в российском денежном деле. На территории уже единого государства в законном обращении находились самые разнообразные монеты прежних выпусков, в том числе прежних великих и удельных княжеств. Их чеканка закончилась раньше, и сами княжества постепенно прекратили самостоятельное существование, но монеты рязанские, тверские, верейские, серпуховские, можайские, новгородские и псковские периода самостоятельности продолжали служить целям денежного обращения вместе с монетами нескольких поколений московских великих князей.
В начале 30-х годов XVI века внезапно разразился денежный кризис, вызванный стихийно возникшей и быстро распространившейся по стране явлением – обрезыванием серебряной монеты. Известны клады этого времени, полностью состоявшие из обрезанных монет. Не помогли энергичные розыски виновных и казни, при которых «руки секли, да олово в горло лили». Летописи сообщают о казнях во многих городах, где никогда не чеканились монеты. Ясно, что порчу монеты, производили её «потребители», а не производители-денежники. Выходом из наступившего расстройства денежного обращения и стала денежная реформа, осуществлённая в 1534 году. В результате реформы возникла единая монетная система Российского государства, ознаменовавшая собой завершение длительного процесса объединения вокруг Москвы разрозненных княжеств. По реформе любая старая монета, и обрезанная, и целая, была запрещена. Началась чеканка новых общегосударственных монет.
Реформа создала единую денежную систему. Самой крупной монетой стала «копейка», или «новгородка». «Копейка» — потому что на ее лицевой стороне помещали изображение всадника с копьем. А «новгородкой» ее называли, поскольку чеканилась новая монета в Новгороде и Пскове. В Москве же чеканили вдвое более легкие, чем копейка, «денги» или «московки». На них изображался всадник с мечом или саблей. Такая монета также именовалась «сабленицей».
Самой малой денежной единицей ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте