Еще на стадии выбора оптимальной программы по ипотеке стоит обратить внимание не только на размер процентной ставки, но и на условия досрочного погашения. Банки все чаще стремятся «наказать» клиента за желание как можно быстрее избавиться от кредитной кабалы
С наступлением лета я начала углубленно изучать предложения банков по ипотеке: родственники хотели купить квартиру, но собственных средств явно не хватало. Приступив к мониторингу программ, вспомнила, как в ноябре прошлого года (фактически в разгар кризиса ликвидности) коллега из не самого крупного столичного банка по секрету рассказала, что они временно «свернули программу жилищного кредитования»: официально займы банк предлагал, но на деле по заявкам на кредит шли отказы. Казалось бы, за полгода, прошедшие с момента разговора, те из кредитных учреждений, что так и не нашли заемных средств на внутреннем рынке или на Западе, прекратили заниматься ипотекой. Крупные же банки продолжили привлекать заемщиков, смело заявляя о перспективах, новых программах и даже снижении тарифов. Но, столкнувшись как потребитель с поиском банка, готового дать взаймы на покупку квартиры, я выяснила, что далеко не у всех игроков работа вернулась в прежнее русло.
О проблемах некоторых банков клиент может узнать лишь случайно — официально никто не ставит потребителей в известность о том, что тот или иной продукт находится в «заморозке». Так, в сентябре прошлого года начал работу Ипотекбанк — как тогда писали, «первый в России сервисный ипотечный банк». Узкоспециализированное кредитное учреждение должно предлагать лучшие условия, предположила я. Тем более что при запуске этого проекта сообщалось, что «привлечены топ-менеджеры, которые имели опыт успешного запуска ипотечных продуктов для ведущих игроков, все сделано на передовом международном уровне, учтен как положительный, так и негативный опыт выдачи ипотечных кредитов в России, среди отрицательных свойств которого непрозрачность условий для потребителя, низкий уровень обслуживания клиента». Главное — была обещана привлекательная ставка по кредиту, и она «обеспечивается за счет грамотного фондирования». Захожу на сайт Ипотекбанка — а там ни тарифов, ни программ, плюс ко всему неработающий калькулятор. По телефону (дело было в начале июля) сотрудник call-центра заявил: «Мы пересматриваем условия кредитования и тарифы, перезвоните 15 июля, и вы сможете получить исчерпывающую информацию о наших продуктах». Подождала указанной даты, перезвонила, но меня вновь просят подождать: «Временно банк не принимает заявки, новых тарифов нет, звоните в начале августа». То ли банк в условиях постоянно меняющихся ставок у конкурентов не может определиться со своими расценками, то ли фондирование оказалось не такое грамотное, как было обещано. Хорошо, что есть многочисленные альтернативы.
Можно войти в положение банкиров, испытывающих ныне трудные времена: денег нет, на западные кредиты рассчитывать могут не все, да и клиенты особо не рвутся за жилищными займами. Вот и приходится минимизировать риски, ужесточать требования к заемщикам и повышать ставки. Но чего я действительно не понимаю, так это зачем прятать тарифы от клиентов, а с этим приходится сталкиваться все чаще. Еще года три-четыре тому назад так действовали игроки потребкредитования: они заманивали клиентов ставками «от 15% годовых», которые на деле превращались в 50–80−процентную переплату. Со временем ФАС и ЦБ при помощи публикаций «черных» и «белых» списков банков, поправок в законодательные акты (к примеру, в Закон о рекламе) и принятия специальных инструкций регулятора ситуацию с раскрытием размера реальной переплаты по потребкредитам оздоровили. Ипотечные банки, наоборот, решили возобновить старую практику. Заходим на сайт Москоммерцбанка, пробуем найти информацию о размере ставки при получении кредита на покупку жилья на вторичном рынке и видим: «При сроке кредитования 5–30 лет ставка — от 12%». Такая приблизительность несильно помогает в понимании того, сколько в итоге придется заплатить, если брать, к примеру, в кредит $200 тыс. на 20 лет. При 10−процентном первоначальном взносе и справке 2−НДФЛ ставка банка оказалась 13,5% в рублях. Вроде бы 1,5% — пустяк, но при нашей сумме и сроках это дополнительные расходы в размере $51 тыс.
Еще один любитель заинтриговать клиента — Городской ипотечный банк — заинтересовал тем, что с 7 июля у него «существенно снижены ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте