В «Новотель Москва Сити» состоялся традиционный ежегодный бизнес-завтрак Investor's Club, проводимый в рамках VIII Международного инвестиционного форума PROESTATE. В мероприятии приняли участие ведущие инвесторы и девелоперы России. Партнером завтрака выступила компания «РГ-Девелопмент».
«Несмотря на то, что ситуация непростая, у всех есть ощущение, что кризис предоставит нам новые возможности для развития. Это новый виток в развитии рынка, вызов компаниям и профессионалам своего дела», - константировал управляющий директор Банка ВТБ, вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Александр Ольховский.
Генеральный директор CBRE Владимир Пинаев считает, что сейчас рынок замер и ждет дальнейшего развития политической ситуации, прощупывает точки определенности. «Если эта точка будет позитивной, то рынок поднимется, и деньги обязательно придут. По сравнению с кризисом 2008-2009 годов у инвесторов деньги есть», - сказал он.
Господин Пинаев отметил, что по сути инвестиции в коммерческую недвижимость России показывают ежегодную цикличность, что приводит к увеличению объемов инвестирования в среднем на 10%. Стоимость качественных активов объектов коммерческой недвижимости в Москве составляет в среднем $100-$120 млрд, а активы регионального рынка -всего $60 млрд. При этом доля инвестиций в год в Москве - 6%, а в регионах всего - 2%. Однако из-за нестабильной политической ситуации в 2014 года рынок очень просел. Так, в 2013 году объем среднегодовых инвестиций составлял $7,1 млрд, а в 2014 году - $4 млрд. При этом прогноз дальнейшего развития на ближайшие 2-3 года пока не ясен, так как непонятно, как поведут себя инвесторы. «Наш рынок локальных игроков мало отличается от международного рынка, и мы видим в нем высокий потенциал», - сказал господин Пинаев.
Об изменении структуры рынка торговой недвижимости рассказал партнер ИК «Платформа» Мишель Паскалис. «Сегодня люди научились тратить деньги с умом, они смотрят, что берут, и могут выбирать. Арендаторы также меняют свою политику и вынуждают подстраиваться под нее ритейлеров. Все это очень важно и критично для девелопера», - считает эксперт. Он также отметил, что не совсем понятно, какую политику сейчас выберут банки. «Я не могу пока понять, какой вид кризиса нас ждет. Если кризис 2008 года был похож на “клюшку” – резкий спад, а потом медленный подъем, кризис до 2008 года характеризовался резким спадом и таким же резким подъемом, то сейчас я пока не могу сделать прогноз и предсказать, как поведет себя рынок и инвесторы. Думаю, что все будет понятно в ближайшие несколько месяцев», - считает он.
Генеральный директор KR Properties Сергей Матюхин подтвердил, что в этом году проблем с финансированием у компании не было. «Многие сделки у нас были с привлечением заемного финансирования и по сравнению с прошлым годом все прошло успешно. Более того сейчас наметилась тенденция, когда банки сами звонят и предлагают нам финансирование под проекты на вполне приемлемых условиях», - поделился хорошими новостями господин Матюхин.
Исполнительный директор департамента инвестиционных услуг Colliers International Станислав Бибик заметил, что на рынке произошли серьезные изменения, в частности, изменилась доля иностранных инвесторов. Она увеличилась на 20-25% по сравнению с прошлым годом. «Но тут надо отдавать себе отчет, что с начала года на рынке было заключено четыре крупных сделки, которые и дали нам такие показатели. Иностранные инвесторы сейчас активно работают, все сделки проходят быстро», - сказал он.
В подтверждении слов своего коллеги вице-президент Ассоциации Инвестиционных Трастов и компаний Турции, член Совета директоров Emlak Konut GYO, председатель ULI Turkey Халук Сур, рассказал, что турецкие инвесторы и девелоперы готовы выйти на российский рынок со своими проектами, несмотря на всю сложность сложившейся политической обстановки. “Есть определенные трудности, но они преодолеваемы”, - уверен он.
Президент PSN Group Максим Гасиев сообщил, что компанией была выработана определенная стратегия поведения в кризисное время. «Мы обсуждаем, что делать, и принимаем решения о судьбе некоторых проектов. Сейчас компания переведена на «ручное» управление и по каждому вопросу принимается индивидуальное решение. Но надо отметить, что ни один проект не был остановлен. Многие сделки у нас закрыты, были хорошие продажи в этом году, мы прогнозируем, что объем сделок будет сопоставим с прошлогодним уровнем», - рассказал господин Гасиев.
Так же он поделился планами о будущих проектах. «Мы хотим работать в формате built-to-suit, то есть под конкретный заказ. Нам кажется, что сейчас именно такие проекты будут наиболее востребованы», - сообщил Максим Гасиев.
О повышении активности на рынке региональной торговой недвижимости рассказал генеральный директор Praktika Development Булат Шакиров. В частности он заметил, что у инвесторов есть интерес к торговым центрам, чувствуется потенциал. «Ситуация на рынке обязательно стабилизируется через 2-3 года. Сейчас мы делаем ставку на грамотный подбор площадки в городах с высокой покупательской способностью и непосредственно формат торгового центра, то есть не зацикливаемся на мега-моллах и готовы строить небольшие ТЦ площадью до 10 тыс. кв.м», - сообщил господин Шакиров.
О ситуации на рынке жилой недвижимости рассказал управляющий директор по недвижимости компании «Базовый Элемент» Андрей Васильев. «Доходность падает, банки плохо инвестируют новые проекты на начальной стадии работ и поднимают ставки по ипотеке, что отпугивает потенциальных покупателей, инвесторы не спешат вкладываться в проекты – вот основные проблемы современного рынка жилой недвижимости. Что касается иностранных партнеров, то сегодня они не хотят выходить на российский рынок в новые проекты», - Андрей Васильев.
На мероприятии многое говорили о санкциях и все единодушно сошлись во мнении, что на рынке это никак не отразилось. Андрей Васильев сказал, что бизнес особо не пострадал: «У нас есть налаженные контакты с нашими партнерами, и мы продолжаем работать так же активно, как работали раньше», - заключил он.
«Я вижу в будущем два пути выхода из кризиса, - продолжил Мишель Паскалис. – Во-первых, нам надо хорошо подумать и понять, как защищаться, или искать новые способы выхода из ситуации, искать другие пути, придумывать что-то новое, вводить новые продукты, услуги. Кризис – это шаг вперед и очень полезно для развития бизнеса».
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте