Нехватка инфраструктуры, в том числе и социальных объектов, характерна для всей России. Поэтому власти стараются решить этот больной вопрос за счет инвесторов. Что позволяют частному партнеру существующие правовые нормы и в каком направлении необходимо развивать законодательство, чтобы бизнесу было комфортно работать в России, изучала корреспондент BG Влада Гасникова.
В ходе исследования "Курс 2030: исследование развития инфраструктуры в России" Ernst & Young (EY) аналитики заключили, что ожидаемый объем инвестиций в инфраструктурные проекты в России в период с 2009 по 2030 год составит $969 млрд, однако для обеспечения роста необходимо реформировать законодательство и повысить прозрачность процесса принятия решений.
На сегодняшний день в России действует немало федеральных законов, призванных стимулировать инвестиционную активность в стране. Это Налоговый кодекс (главы 21 и 25) и несколько законов, вносящих поправки в отдельные положения кодекса, законы "Об иностранных инвестициях в РФ", "Об инвестиционной деятельности на территории РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", "О концессионных соглашениях", "Об особых экономических зонах в РФ" и даже закон 1991 года N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", действующий в части, не противоречащей законодательству РФ.
Кроме этих нормативных правовых документов федерального уровня, в каждом субъекте РФ действуют и региональные законы, призванные стимулировать инвестиционную активность на местах. Называются они "О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности", "Об инвестиционной деятельности", "О льготном налогообложении" и содержат указание на регион действия этого закона.
Среди обозначенных законов партнер Capital Legal Services Павел Карпунин выделяет ФЗ "О концессионных соглашениях" и региональные законы о государственно-частном партнерстве. "Эти нормативные акты нельзя назвать высокоэффективными, поскольку федеральный закон пока излишне формализован, что зачастую мешает его эффективному применению, а региональные законы носят в большей степени декларативный или процессуальный характер, поскольку субъекты РФ не имеют права регулировать гражданско-правовые отношения. Во многом эффективность применения данных актов зависит от развития законодательства в иных сферах, в частности, в сфере бюджетного финансирования, в земельно-правовой сфере", — говорит господин Карпунин.
Главным параметром оценки эффективности законодательных актов, направленных на повышение инвестактивности, Павел Карпунин называет правоприменительную практику. "А она дает однозначный ответ: таких проектов пока крайне мало, а значит, эффективность этих правовых актов невысока", — заключает юрист.
Директор группы проектного финансирования и инфраструктуры EY по России Алина Заборовская признает, что совершенствовать законодательство в сфере инвестиций в инфраструктуру важно и нужно. "Но все же главное — это не само законодательство, а устойчивые и понятные правила игры в рамках заданного правового поля. По мнению опрошенных нами весной этого года 150 российских и зарубежных инвесторов, стимулировать их инвестиции в инфраструктуру в текущих реалиях поможет работа в пяти основных направлениях (в порядке убывания важности): повышение прозрачности механизмов принятия решений о реализации проектов; обеспечение адекватных гарантий возврата инвестиций; наличие единой стратегии по сектору-региону; более тщательная проработка проектов государством при их вынесении на обсуждение инвесторов и, наконец, дальнейшее совершенствование законодательства", — рассказывает госпожа Заборовская.
Руководитель практики разрешения споров компании Rightmark Group Павел Ильиных согласен: активность инвесторов главным образом зависит от прозрачности законодательного регулирования инвестиционной деятельности. "Инвестор должен быть уверен в том, по каким правилам он играет, и в том, что сможет защититься в случае, если другие игроки причинят ему вред, нарушив такие правила. Деятельность Высшего арбитражного суда РФ в этом смысле оказала гораздо более ощутимое влияние на стимулирование инвестиционной активности в стране. Постановления пленума и президиума как акты судебного нормоконтроля позволили устранить впечатляющее количество пробелов и недоработок действующего законодательства. Однако проведенная судебная реформа свидетельствует о том, что, по всей видимости, Россия не заинтересована в прозрачности правил и в создании комфортных условий для инвестиций и их защиты. Отсутствие этих условий, на мой взгляд, невозможно компенсировать декларативными законами и кампаниями, такими как находящаяся в зачаточной стадии правительственная кампания по деофшоризации российской экономики", — говорит господин Ильиных. При этом он замечает, что государство все-таки сделало несколько шагов на пути к транспарентности регулирования, проведя реформу Гражданского кодекса, разработав проект закона о внесении обширных изменений в земельное законодательство. Эти акты непосредственно затронули, в том числе, и вопросы безопасности инвестиций в инфраструктурную и социальную среду.
Что ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте