Первые наемные дома, в которых можно будет недорого снять квартиру у государства, в России начнут строить уже в следующем году.
На 7 мая по этому поводу намечено совещание у главы государства, а в конце мая возможно рассмотрение в Госдуме законопроекта о некоммерческом найме жилья во втором чтении.
О деталях программы и условиях участия в ней "РГ" рассказала председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.
Кто же сможет воспользоваться таким жильем?
Галина Хованская: Мы предлагаем экономически активным россиянам снимать квартиры у государства гораздо дешевле, чем в коммерческом секторе. Но такой наем станет не отдельным видом жилищного фонда, а разновидностью социального жилья.
В итоге квартиры малоимущим у нас будут предоставляться, как это и происходит сейчас, по договору социального найма, а людям со средними доходами - по договорам некоммерческого найма, но в жилищном фонде социального использования. Эта схема уже много лет успешно работает в других странах, например, во Франции. Договор можно будет заключить на срок от года до 10 лет, а за это время накопить на собственную квартиру.
Что надо сделать, чтобы попасть в эту программу?
Галина Хованская: Необходимо подтвердить нуждаемость в жилье. А уровень дохода должен быть таким, чтобы, с одной стороны, вас не могли признать малоимущим и претендующим на жилье по социальному найму, с другой стороны, вы не можете купить квартиру по рыночным ценам даже с помощью льготных кредитов.
Основные претензии во время подготовки законопроекта касались, кстати, именно установки нижнего и верхнего порога доходов. Их нет во многих европейских странах. Но у нас, учитывая острую потребность в таком жилье, эти пороги все-таки придется установить. Спрос будет настолько высокий, что власти без четких границ не смогут решить, кому помогать в первую очередь.
Сколько же будет стоить найм квартиры?
Галина Хованская: Если говорить о Москве и Санкт-Петербурге, то снять квартиру там можно будет в два-три раза дешевле, чем на рынке. То есть отдать примерно 10 тысяч за однокомнатную квартиру.
Если брать, к примеру, Ивановскую, Владимирскую или Архангельскую области, то там некоммерческий наем обойдется всего на 10-20 процентов дешевле среднерыночной цены. Просто там изначально рыночная стоимость ниже из-за невысоких доходов местных жителей. А вообще цена будет варьироваться в зависимости от места нахождения и качества жилья.
Хочу еще отметить, что преимущество не только в цене, но и в надежности. Квартиросъемщик, заключая договор с государством, может быть уверен, что его не выставят на улицу, если вдруг найдут более выгодного клиента.
По вашим оценкам, сколько семей сможет снимать квартиры в рамках новой программы?
Галина Хованская: Мы планируем решить проблемы с жильем около 40 процентов всех нуждающихся россиян, сотен тысяч семей. Это могут быть не только молодые семьи, но и все бюджетники - медики, учителя и так далее, военные.
Что касается последних, то для них я бы вообще предложила эту жилищную формулу внести в закон о статусе военнослужащих, тогда бы удалось избежать многих конфликтных ситуаций. Кроме того, это идеальный вариант для тех, которые приезжают с семьями на несколько лет работать по контракту.
Ко мне с 2006 года семьи приходят на прием и спрашивают, где же обещанное некоммерческое жилье. "Вы же обещали, мы не хотим жить с родителями. Но не можем при этом снять квартиру, максимум комнату в коммуналке", - говорят они. Желающих будет так много, что с первого раза поможем не всем. Здесь даже есть риск образования второй жилищной очереди, но в этот раз - за квартирами по договору найма. Чтобы этого не произошло, людей не надо напрасно обнадеживать: первые дома заселят те, кто подал заявление раньше.
Сейчас у нас в проекте записана норма о том, что мы принимаем заявление только до того момента, пока не исчерпано количество жилых помещений, которые уже есть или будут построены в ближайшее время, и на этом подводим черту.
Как долго можно будет снимать такие квартиры?
Галина Хованская: Да хоть всю жизнь. Главное, чтобы при перезаключении договора - например один раз в 10 лет - условия предоставления квартиры сохранялись. А если вдруг выяснится, что человек получил наследство или стал много зарабатывать, то ему придется покинуть это жилье.
Но это произойдет только после окончания срока договора. Если же, наоборот, в семье случилось несчастье - умер кормилец или он просто потерял работу, вследствие чего резко упал уровень доходов семьи, то наниматели в этом случае смогут рассчитывать на субсидию от государства. Мы на это пошли, хотя в других странах это невозможно в принципе.
Так что на улице в одночасье никто не окажется. Можно даже попросить предоставить в этом же доме или районе квартиру меньшего размера, чтобы меньше платить. Варианты есть.
Во время подготовки законопроекта звучали предложения не ограничиваться средним классом, а включить в проект и малоимущие семьи. Почему вы не поддержали эту идею?
Галина Хованская: Все очень просто: россияне с маленькими доходами просто не смогут "потянуть" ежемесячные платежи.
Сегодня для них существует пока только один способ обзавестись собственным жильем - получить его бесплатно от государства в порядке очереди, в которой можно простоять 20-25 лет. Это отдельная проблема. Но все-таки у них есть шанс, в отличие от россиян со средними доходами.
Напомню, что с появлением Жилищного кодекса РФ встать в очередь на получение социального жилья могут только малоимущие. В итоге, у нас граждане с невысоким уровнем дохода, но не являющиеся малоимущими оказались вообще без всякой поддержки государства.
Кстати, многие представители нового поколения россиян, которые остались стоять в социальной очереди, вполне самодостаточны. Некоммерческий наем - это отличный способ добровольно уйти из этой очереди, если им позволят доходы. У нас тут более гибкая схема, более подвижная. В итоге в социальной очереди должны остаться только те, кто действительно ничего не может.
Это минимизирует нагрузку на муниципальные бюджеты, которые, как правило, и так нищие. Я не беру Москву, Петербург и еще десять субъектов Федерации, которые самодостаточны.
Где и когда появятся первые дома с некоммерческим наймом?
Галина Хованская: Сейчас речь идет о Москве, Калуге и Белгороде, где уже есть потребность в некоммерческом найме.
Если закон будет принят в этом году, то процесс начнется уже в следующем. Кстати, сдавать квартиры можно будет не только в новостройках, местные власти вполне могут под эти нужны выкупить уже существующие дома или капитально отремонтировать расселенные строения.
А для того чтобы новая система заработала по всей России, придется более десятка постановлений правительства выпустить. В основном они будут касаться вопросов регистрации, вопросов земельных отношений и так далее. Это такие моменты, которые нельзя детально прописывать в Жилищном кодексе.
Сколько надо построить квадратных метров, чтобы обеспечить всех желающих?
Галина Хованская: Чем больше, тем лучше. Но отдельно хочу отметить, что такие дома должны появляться только в крупных городах и региональных центрах, в маленьких населенных пунктах просто не будет спроса со стороны нанимателей.
А в мегаполисах есть развивающиеся предприятия, крупные компании, которым надо где-то размещать семьи своих сотрудников. Например, развивающиеся калужские предприятия нас давно торопят. Им надо привлечь профессионалов, работников с семьями, а жить им негде. Они готовы участвовать в нашей программе даже на условиях частно-государственного партнерства.
А как Вы планируете привлекать застройщиков к этой программе?
Галина Хованская: Сейчас параллельно идет работа по созданию стимулирующих мер для застройщиков. Обсуждается компенсация расходов на создание, приобретение.
Здесь возможны три уровня поддержки государства. Первый - предоставление земли на льготных условиях или даже бесплатно, второй - налоговые льготы (их введение мы тоже еще до конца не согласовали с минфином) и третий - прямое частичное субсидирование этого процесса.
Если есть потребность во всех трех мерах поддержки, то застройщик должен будет выполнить обязательное условие: плата за наем для жителей должна быть впоследствии минимальной. Проект, по сути, должен стать самоокупаемым. Вложенные средства, в зависимости от уровня поддержки, смогут окупиться уже через 15-25 лет.
В других странах помимо уже упомянутой Франции сдаются квартиры по договорам некоммерческого найма?
Галина Хованская: Да везде такое есть, правда, называется по-разному, но смысл тот же. Там под такой наем отведены целые дома, нам же сейчас некоторые эксперты предлагают сдавать квартиры в уже существующих домах. То есть там, где соседями могут быть и собственники, и социальные наниматели.
Я же твердо уверена, что этого ни в коем случае делать нельзя, иначе не избежать конфликтов - люди ведь разные и доходы у всех разные. Это ведь перекрестное субсидирование, когда одни жильцы платят за других. Так что сдавать квартиры в этом доме надо по одному виду договора - договору найма, в этом случае управлять этим строением будет гораздо проще.
Вы упоминали, что в каких-то регионах уже есть похожие дома.
Галина Хованская: Да, в Москве. Мы их называем "бездоходными" из-за того, что для них пока не существует специального вида жилищного фонда. И, несмотря на это, они все заселены. Спрос на такие квартиры очень велик.
Галина Петровна, ваш законопроект о некоммерческом найме жилья был принят в первом чтении ровно год назад. Почему так долго идет работа над поправками ко второму чтению?
Галина Хованская: Действительно, подготовка сильно затянулась. Но надо учитывать, что речь идет о создании совершенно нового института в нашем жилищном законодательстве, а это объективно сложный процесс. "Запнулись" мы на стадии согласования двух полярных точек зрения - экономической и правовой. Потому что, с одной стороны, есть экономика этого процесса, с другой - правовое регулирование соответствующих правоотношений. И все это время эксперты Фонда "Институт экономики города", Государственно-правовое управление президента и Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству пытались найти компромисс. И мы пришли к согласию.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте