В 90-е годы многие зарубежные девелоперы и инвесторы в коммерческую недвижимость не смогли предвидеть резкого скачка телекоммуникационных технологий, в первую очередь – интернет-технологий, поэтому понесли огромные убытки. О том, почему российские девелоперы не учли опыт зарубежных коллег и продолжают терять сотни миллионов долларов, рассказывает Игорь Индриксонс, управляющий инвестициями в недвижимость, основатель консалтингового портала Indriksons.ru.
В России застройщики и инвесторы, которые вкладывали деньги в офисную недвижимость, потеряли большие деньги. Потому что такая недвижимость строилась «по старинке», исходя из принципа, что у каждой компании должен быть офис, в котором у каждого сотрудника будет свое отдельное рабочее место.
Офисные здания планировались только из учета роста числа компании – с развитием компании увеличивается число сотрудников в офисе. Предполагалось, что каждая компания будет иметь, как и прежде, полноценный вспомогательный или бэк-офис. То есть в стандартном офисе компании помимо сотрудников, которые занимались профессиональной деятельностью по профилю компании (если это, например, банк, то финансисты, аналитики, менеджеры по работе с клиентами и т.д.), предполагалось размещение IT-отдела, колл-центра и других вспомогательных отделов. Но с развитием интернет-технологий пребывание такого рода сотрудников непосредственно в офисе 5 дней в неделю по 8 часов в день отпало. Таким образом, у многочисленных компаний исчезла необходимость в аренде крупных помещений. Теперь стало возможным выносить целые отделы за пределы офиса, города или даже страны.
Общемировая тенденция – уйти из офиса»
Общемировая тенденция – «уйти» из офиса. Многие работодатели учитывают это еще на стадии подписания контракта. Например, такие профессии, как ассистенты. На Западе бум виртуальных ассистентов прошел и сейчас он перекинулся на Россию. Ассистент может работать из дома или даже из другого города, главное, чтобы был постоянный доступ к интернету. Похожая ситуация и со вспомогательными офисами – IT, создание сайтов - все это перешло на фриланс и люди официально работают из дома. Ни для кого не секрет, что большинство сайтов компаний, которые имеют офисы в Москве, разрабатывались и обслуживаются по сей день в Украине или Белоруссии.
Компании выводят колл-центры в регионы
Застройщик закладывает офисное здание за 4-5 лет до его открытия. Несколько лет назад они, например, не могли подумать, что российские компании выведут колл-центры в регионы. Офисы изначально планировались как openfloor, то есть гигантские этажи, где будут сидеть тысячи человек. В итоге такие офисные здания сейчас приходится перепланировать – дробить на более мелкие ячейки, чтобы сдать среднему бизнесу.
О колл-центрах стоит упомянуть отдельно. В масштабе банка или страховой компании колл-центр - это огромный по своей численности и объему занимаемого помещения отдел. Содержание колл-центра обходится компаниям очень дорого, и во многом за счет арендной платы. Ранее никто из девелоперов не предполагал, что мир изменится настолько, что станет возможным в доли секунды перенаправить звонок из Англии или США в Индию при помощи интернет-технологий. А самое главное, что это можно сделать не только быстро, но и еще очень дешево. Многие компании, которые возводили офисные здания по такому принципу, не учли этот факт, и их потери исчисляются миллионами.
Компаниям нужны мелкие офисы-представительства
Центр деловой активности в России - московский регион. Здесь девелоперы несут основные потери. Учитывая высокие цены на возведение и эксплуатацию недвижимости в Москве и Московской области, девелоперы работающие в этом регионе понесли большие убытки. Часть офисных зданий в московском регионе до сих пор не востребованы и продолжают простаивать ввиду их неприспособленности к реалиям и нуждам бизнеса, которые существуют сегодня.
Российским инвесторам необходимо учитывать интернет-технологии. Вполне вероятно, что прогресс телекоммуникаций продолжится и его влияние на бизнес будет еще больше.
Сейчас существует потребность в более мелких офисах. Средний бизнес очень нуждается в таких офисах, у компаний средней руки бек-офис полностью выведен: IT - в Белоруссии или Украине, колл-центр - в Воронеже, юристы или бухгалтерия – в близлежащих к Москве регионах. Компании офис нужен в основном, как представительство или клиентский офис. Для этого нужна развитая инфраструктура: короткие контракты (например, квартальные), готовая мебель, переговорная комната, конференц-зал. Именно такие комплексы на Западе приобретают все большую популярность, в России это пока развивается не очень быстро.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте