Сразу после новогодних каникул Юрий Лужков торжественно объявил о том, что Москва уже выполнила стратегически важную для себя задачу по строительству магазинов «шаговой» доступности. Однако уже в марте столичный мэр констатировал бедственное положение торговых объектов данного формата. У бизнеса несколько иное видение ситуации. Как заявил Лужков, эти магазины не входят в сетевые структуры, и «они испытывают большие сложности». Так малый бизнес в лице владельцев магазинов «у дома» получил сочувствие градоначальника, а всевозможные правительственные департаменты – очередное поручение разработать меры поддержки подобных предприятий.
А между тем, судьбой данного формата московские власти озаботились уже давно. Еще в 2001 году вышло постановление, предполагающее развитие сети социальных магазинов в городе, в 2003 году – еще одно, касающееся комплексной программы поддержки предпринимательства. В нем тоже магазинам «у дома» было уделено внимание. Плюс к этому, постановление 2005 года и городские целевые программы на 2005-2007 и 2007-2009 годы обеспечили бизнесменам, желающим развивать формат, определенную поддержку. Так, власти готовы предоставлять на конкурсной основе нежилые помещения и земельные участки площадью до 500 метров, рассрочку оплаты за право заключения договора аренды и особый порядок оплаты. Последний пункт, правда, имеет силу лишь при обязательном наличии договора социального заказа с префектурой административного округа и управой района (аккредитации). В этом случае предприниматель может рассчитывать на 50-процентные льготы по аренде помещений «из-под города».
Взамен от предпринимателей требуется предоставление социально незащищенным категориям граждан скидок на ряд товаров первой необходимости в размере не менее 10-15%, а также – только и всего - готовность сохранять профиль торгового предприятия в течение 25 лет. Еще в 2005 году, идя в разрез с желанием помогать малому бизнесу, городские власти соглашались: работать на выдвинутых условиях под силу сетевым магазинам. Это связано со значительным объемами оборотных средств, которые, в отличие от оборотов «одиночек», позволяют компенсировать невысокую прибыль от реализации продуктов первой необходимости посредством значительных наценок на остальные товары.
На практике получилось следующее: по состоянию на 1 января 2009 г. из 466 аккредитованных социальных магазинов на сетевые компании приходится 115 магазинов или 24,7% от общего количества аккредитованных магазинов. По словам Юрия Лужкова, за все время работы программы было открыто более тысячи розничных объектов данного формата. Без учета программы - только за 2008 год в Москве открылось столько же таких магазинов. В целом по Москве, по оценкам ИА «INFOLine», в 2006-2007гг. на долю магазинов «у дома» приходилось 27% и 25% соответственно в структуре оборота сетевой розничной торговли Москвы. По итогам 2008 года можно ожидать, что их доля в структуре оборота сетевой розничной торговли Москвы составит около 30%.
При первой необходимости
На сегодняшний день даже в крупных российских городах представленность магазинов современной торговли небольшая. Так, по словам Дениса Ширикова, руководителя отдела по работе с предприятиями розничной торговли компании «Nielsen Россия», в пересчете на миллион жителей в Москве только 3 гипермаркета и 80 супермаркетов, в Санкт-Петербурге – 11 и 60. Для сравнения: в среднем по Европе на миллион жителей ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте