В Москве развернулась серьезная борьба между мэрией и предпринимателями за право распределять торговые площади в метро и подземных переходах. Чиновники хотят отказаться от посредников в лице управляющих компаний. Бизнес же готов вложить более 1 млрд руб. в ремонт торговых павильонов, избавив бюджет города от лишних трат. Пока стороны не нашли общего языка.
От бананов до париков
"У нас можно купить все, даже парики. Если не оказалось подходящего, заказывают, и мы привозим. С парфюмерией то же самое",— рассказывает один из арендаторов сети павильонов в подземных переходах. Сейчас торговля под землей выглядит цивилизованно: небольшие остекленные киоски с подсвеченными витринами, организована охрана, уборка, вывоз мусора.
Большинство предпринимателей пришли в этот бизнес в 1992 году, когда Борис Ельцин подписал указ о свободной торговле, и торговцы хлынули в подземные переходы, где огромный поток людей. Торговали чем придется — бананами, спичками, одеждой и даже бытовой техникой. С наступлением сумерек торговцы покидали свои прилавки. "Освещение было скудным или вовсе отсутствовало, люди боялись ходить по переходам",— вспоминает Александр Сизанюк, заместитель гендиректора "Комстрой-метро" (см. блицинтервью). Эта компания, как и "Дегама", принадлежит владельцу холдинга "Новоросцемент" Льву Кветному, чье состояние, по последним оценкам Forbes, достигает $1,9 млрд. Эти две управляющие компании арендуют у ГУП "Московский метрополитен" 1,1 тыс. кв. м.
Но как предпринимателям, в чьих руках сейчас оказалась большая часть торговых павильонах в переходах метро, удалось договориться с городом? "В середине 1990-х чиновники не очень понимали, как надо действовать. Мы приходили и сами все предлагали,— рассказывает гендиректор "Авиком трейд" (управляет 107 павильонами) Бэла Айба.— Я лично пришла в земельный отдел Московского метрополитена и предложила проект по организации торговых точек. Первую точку я открыла на станции "Авиамоторная"". Тогда никто не продумывал ассортимент, самым востребованным был джентльменский набор — пиво, сигареты, жевательная резинка. "Стояли рядом четыре киоска, у каждого очередь. Значит, людям надо",— вспоминает госпожа Айба.
Сейчас все подземное пространство поделено: выходы из метро контролирует ГУП "Московский метрополитен" (подотчетно департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы), подуличные пешеходные переходы — ГБУ "Гормост" (подчиняется департаменту коммунального хозяйства и благоустройства). У ГУПа 135 переходов на 88 станциях — это 2,76 тыс. торговых точек общей площадью 12,75 тыс. кв. м. В ведении "Гормоста" 400 переходов, торговые места есть в 26. У обоих предприятий есть договоры с управляющими. Площади сдают через аукцион. Прямые арендаторы ГУП "Московский метрополитен" объединены в ассоциацию арендаторов пешеходных переходов столицы (АРППС). На шесть крупных компаний ("Дегама", "Комстрой-метро", "Авиком трейд", "Метротэк", "Шевалье", ККК) приходится 64% площадей.
Арендаторы экономят на доходах
Городу не нравится нынешняя система торговли в переходах. Чиновники считают, что недополучают доход от аренды, и хотят изменить ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте