В стране нет единой государственной стратегии решения жилищной проблемы, ситуация с обеспеченностью граждан жильем ухудшается, а федеральная программа «Доступное жилье» не работает. Об этом заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Оксана Дмитриева рассказала в интервью БН.
– Оксана Генриховна, как вы оцениваете нынешнее состояние жилищного строительства в России?
– В цифрах ситуация выглядит прекрасно: общая площадь жилых помещений, в среднем приходящаяся на каждого россиянина, по сравнению с 1990 годом выросла с 16 до 22 кв. м. Неплохо, правда? Но, с одной стороны, количество населения сократилось, что «помогло» улучшить статистику. С другой, эти квадратные метры распределяются отнюдь не равномерно. Наиболее обеспеченная часть россиян переехала в просторные апартаменты. А 60% населения страны до сих пор нуждается в улучшении жилищных условий. В последние годы советской власти около миллиона семей ежегодно переезжали в новые квартиры с помощью государства. В последнее время – всего около 100 тыс. семей в год. За два десятилетия ситуация сильно ухудшилась.
– То есть государственная программа по обеспечению граждан России доступным и комфортным жильем, которая была запущена в 2012 году, не работает?
– Программы как таковой нет. Если говорить о повышении доступности жилья, то задача была реализована исключительно в отношении двух узких социальных сегментов. Это ветераны Великой Отечественной войны, которым по стране было предоставлено около 40 тыс. квартир. И это военнослужащие, для обеспечения которых жильем были придуманы и запущены более-менее действенные механизмы государственной поддержки. Все остальные категории – бюджетники, молодые и многодетные семьи – не получили помощи на федеральном уровне или получили ее в статистически незначимом размере.
В отдельных регионах, возможно, удалось что-то сделать. Например, в Москве в ходе реновации «хрущевок» инвесторы обеспечивали всех переселяемых общей площадью по норме предоставления вне зависимости от того, стояли граждане на очереди или нет. Кроме того, при коммерческой застройке часть квартир передавалась городу, который распределял их очередникам или жителям расселяемых аварийных домов. Вопрос городской очереди на улучшение жилищных условий в Москве был в значительной мере решен. Плюс – хорошо работала столичная программа «Жилье для бюджетников», в рамках которой квартиры предоставлялись по себестоимости с длительной рассрочкой выкупа. В Белгородской области был реализован собственный подход, который тоже позволил многим семьям обзавестись жильем. Но это – отдельные очаги по стране.
В целом единой продуманной государственной стратегии повышения доступности жилья нет. Есть ипотека, которая достаточно дорога и которую может взять не более 10% населения. И есть фактическое кредитование застройщиков деньгами дольщиков, покупающих квартиры на стадии котлована.
– А каким должно быть крупномасштабное решение жилищной проблемы в вашем представлении?
– Говорю об этом последние лет десять. Еще в 2003 году Иван Грачев подготовил проект закона о строительных сберегательных кассах. Второй вариант этого же закона мы совместно с экс-председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым внесли в Государственную Думу в 2007 году. Эта система, как известно ...
Комментарии
(4)#Последние комментарии на сайте