Рынок готового бизнеса стремительно растет в России. Особенно это касается крупных российских городов с населением 1 млн+. Конечно, купить готовый бизнес – это весьма заманчивая идея, так как можно буквально с первого дня получать прибыль. В этом плане подобрать интересный готовый бизнес в Москве можно на сайте www.vashafirma.ru С другой стороны, при открытии нового бизнеса с нуля, предприниматель часто рискует тем, что дело не пойдет, а продавец готового бизнеса уже взял этот риск на себя и самим фактом существования бизнеса и успешности в генерировании прибыли подтвердил, что выбрал правильное направление в создании и развитии своего бизнеса.
Но существует ряд ошибок, которые может допустить покупатель бизнеса. И эти шибки могут вылиться в дальнейшем для него в серьезные проблемы.
Ошибка номер один. Недостаточное понимание сферы приобретаемого бизнеса. Покупая бизнес важно самостоятельно разобраться в его специфике хотя бы в самом общем виде. В идеале, имеет смысл привлечь специалиста с экспертными знаниями в этой области. Хотите купить ресторан? Не вопрос. Оплатите несколько консультаций человека, который длительный срок проработал в качестве управляющего подобного предприятия общественного питания. Или проработайте этот вопрос самостоятельно через интернет. Например, приобретать полиграфический бизнес сейчас довольно рискованно, так как есть глобальная тенденция к тому, что информационные компании, как и коммуникации, уходят в глобальные электронные сети. И прибыльная сегодня полиграфия (за счет, например, старых заказчиков, которые еще по инерции размещают свои заказы), может уже завтра стать убыточной, так как реклама перемещается в интернет семимильными шагами.
Вторая частая ошибка - отсутствие проверочного этапа перед сделкой. Если Вы приобретаете бизнес через брокерскую компанию, то специалисты нормального агентства будут настаивать на проверочном этапе. Не стоит пренебрегать возможностью проверки компании и верить продавцу на слово. Покупка бизнеса – это ответственное и дорогое приобретение. Настаивайте на проверке финансовой составляющей (выручки, структуры затрат, прибыли), настаивайте на проверке бухгалтерии (так как Вы покупаете бизнес ради прибыли и не должны думать о том, как рассчитаться с долгами предыдущего собственника). Требуйте проверку ключевых активов! Хотите купить аптеку? – Договоритесь о встрече с арендодателем, так как этот бизнес базируется на арендных отношениях. И если у вас нет уверенности, что арендодатель настроен на длительные отношения, или арендодатель планирует поднять аренду в 2 раза, то и смысла покупать заведомо проигрышный бизнес нет. Вы хотите купить интернет магазин? – Требуйте подтверждения заказов за последние несколько месяцев. Есть CRM у нормального сайта, где видны исполненные заказы и т.п.
Третья ошибка. Стремление провести сделку без посредника тоже является ошибкой. Лучше заплатить немного дороже, но понимать, что, во-первых, продавец правомочен распоряжаться активами бизнеса, во-вторых, иметь дополнительные гарантии того, что переход права на бизнес будет осуществлен правильно и корректно. Покупая интернет магазин, имеет смысл обратить дополнительное внимание на переход права на доменное имя, переход права на использование телефонного номера и т.п.
Ошибка номер четыре - недостаточный анализ рисков приобретаемого бизнеса. Анализ рисков является очень важной составляющей при покупке бизнеса. Розничный торговый бизнес держится на хорошем месте. Значит надо проанализировать риски потери арендных отношений и повышения арендной платы. Длительный договор аренды и наличие пунктов в договоре аренды об автоматической пролонгации снижают эти риски. Провели встречу с арендодателем и убедились, что он адекватный человек? Это тоже снижает некоторые арендные риски. Приобретаете алкогольный магазин? – Проанализируйте нет ли по близости учебных заведений. Покупаете продуктовый магазин? – Пройдитесь по району и посмотрите, не открывается ли рядом с Вами сетевой супермаркет.
И еще одна частая ошибка при покупке бизнеса – недооценка возможности ухода ключевых сотрудников. Приобретая бизнес нужно понимать, что существует вероятность ухода ключевых сотрудников, которые обладают ценной информацией о клиентах, для примера. И более того, в малом бизнесе сам собственник, как правило, является ключевым сотрудником, уход которого может сказаться на показателях прибыли. Поэтому надо договариваться заранее не только о передаче ключевых процессов, но и об обучении и поддержке как минимум в течение ближайшего месяца, и о передаче ключевой информации лично "руки в руки".
Удачи Вам в покупке готового бизнеса.