Многие согласятся, что для решения экономических проблем в нашей стране необходимы «свежие» взгляды и экономические механизмы. Их список возглавляет такое понятие, как франчайзинг. В России этот термин появился относительно недавно. Смело можно утверждать, что именно франчайзинг сегодня является единственным действенным инструментом, который позволяет значительно повысить эффективность и продуктивность коммерции. Благодаря ему можно объединить преимущества как крупного, так и малого бизнеса.
Стоит отметить, что за рубежом франчайзинг успешно развивается уже около полутора века, а если говорить более конкретно, то именно с тех времен, когда Зингер впервые использовал для продажи швейных машин. На территории России начали интересоваться этим понятием только в 90-х годах. Именно в то время почти одновременно появились определенные франчайзинговые системы – российские и с участием зарубежного капитала. Но, как оказалось немного позднее, излишне возложенные надежды на успешное и быстрое развитие франчайзинга не были оправданы.
Франчайзинг в качестве экономичного инструмента
Как утверждает отечественная экономическая литература, упомянутый термин сложно отнести к редкостным понятиям. Известно, что первые публикации, которые посвящались франчайзингу, были сделаны около десяти лет назад, но поскольку разнообразные специалисты акцентировали внимание на самых разнообразных аспектах, поэтому вполне объяснимо, почему были сформулированы разные дефиниции.
Но в общей сложности можно сказать, что франчайзинг - это определенная форма коммерции, базирующаяя на системе взаимосвязей, закрепленных благодаря списку договоров, согласно которым одна сторона (или франчайзер) позволяет обладать правом совершения действия от своего имени (то есть заниматься реализацией продуктов) другой стороне (известной как франчайзи). Благодаря такому решению франчайзинг способствует увеличению рынка сбыта.
Известно, что сама система основывается на использовании определенного товара.
Упомянутый товар обязан выделяться таким признаками, как:
- популярная торговая марка;
- ограниченный ассортимент товара.
Речь идет о:
- продуктах (обладающих материальной формой);
- услугах;
- бизнес-процессах и промышленном производстве;
- совокупных товарах (сочетание ранее названных товаров).