Проекты комплексного освоения территории (КОТ), в рамках которых наряду с жильем строятся и инфраструктурные объекты, становятся все более популярными в Москве и Подмосковье. Чем российские способы КОТ отличаются от европейских, можно ли в России применить зарубежный опыт? На эти вопросы «Газета.Ru» попросила ответить аналитиков, девелоперов и участников рынка недвижимости.
Юлий Борисов, соучредитель, главный архитектор компании UNK Project:
— Разница между российским и западным подходами в вопросах комплексного освоения территорий (КОТ) в том, что у нас в стране основной драйвер, вокруг которого строится будущий квартал, — это жилье. Все остальное вторично. В том числе и социальная составляющая, то есть та самая инфраструктура, которую муниципальные власти сами построить не могут и поэтому перекладывают эту нагрузку на девелоперов. Более того, покупателя квартир в первую очередь интересует цена объекта, потом в гораздо меньшей степени социальное окружение и далее инфраструктура. При этом в большинстве случаев инфраструктурное наполнение влияет на цену, увеличивая ее.
На Западе, в частности в Европе, рынок более развит, более насыщен объектами, и сроки окупаемости проектов там выше. Поэтому той же инфраструктуре уделяется гораздо больше внимания. И самое главное — на Западе есть стратегия развития, она не такая бумажная, чисто юридическая, как у нас. Там знают, что где появится, когда и по какому пути будет развиваться. Российским же девелоперам надо сначала найти территорию (причем заранее неизвестно, где она будет располагаться, в промзоне или в городской черте), а потом придумать план развития и развивать ее самостоятельно, так как в большинстве городов нет градостроительных планов, и когда они появятся, неизвестно. Но все же, хоть и маленькими шажками, мы продвигаемся вперед, появляются кластеры, то же Сколково, есть и другие проекты, так что в ближайшей перспективе станет понятен вектор. Это будет европейский сценарий с нашими особенностями. Но это все касается столичного региона. В России процессы, подобные тем, что происходят в Москве и Подмосковье, начнутся через пять-семь лет.
Анастасия Подакина, директор по маркетингу «ВТБ Арена Парк»:
— В случае с Москвой пока складывается ощущение, что комплексное развитие территорий — единственный способ быстрого и гармоничного развития города в целом. Архитекторы понимают, что у них есть возможность работать не просто с фасадами, а со структурой города, с городской средой. Вообще понятия «городская среда» в обиходе российского девелопмента до недавних пор не существовало как такового. Случаев комплексного редевелопмента территорий было очень немного, их влияние на город было неочевидным. Лет 7 назад Норман Фостер говорил о необходимости сделать большую городскую площадь в одном из девелоперских проектов. Тогда это казалось невозможным. Борьба шла за метры, которые могли легко превратиться в большие деньги с одной стороны или могли бы обеспечить узнаваемость и востребованность бренда проекта с другой. Сегодня идеи об организации общественных пространств становятся повсеместной реальностью. Это совершенно новый уровень девелопмента, который решает теперь более глобальные задачи, выходящие за рамки просто бизнеса, и выполняет важную общественную миссию.
Мы хотим заниматься спортом в городе, встречаться с друзьями в кафе и парках, отдыхать всей семьей на свежем воздухе, не покидая пределов мегаполиса. То есть потребности клиента на рынке недвижимости значительно изменились в сторону комплексных инфраструктурных решений. Значительно выигрывать в конкуренции будут девелоперы, который уже смогли выйти на этот уровень и не просто решают ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте