Власти Москвы планируют осваивать промзоны. В настоящее время активно обсуждается масштабный проект реконструкции территории завода ЗИЛ. Аналитики, девелоперы и эксперты рынка недвижимости рассказали «Газете.Ru», в каком случае проект будет успешным и готовы ли российские девелоперы в принципе браться за такие проекты.
На форуме MREF 2012 заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил о том, что власти Москвы готовы выставить на конкурс площадку ЗИЛа для развития территории. «Мы не будем промзоны застраивать только жильем», — уточнил заммэра.
Проект предусматривает комплексное развитие территории — будет построено и реконструировано около 4,5 кв.м недвижимости. В том числе жилье, офисы, гостиницы и т.д. Предполагается, что основой концепции станет предложение архитектурного бюро «Проект Меганом». В этом случае ЗИЛ может превратиться в культурный и образовательный центр с жильем, зеленой зоной и усовершенствованной транспортной системой.
Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU»:
Девелоперам сейчас интересно все, что появляется в Москве. Из-за отсутствия места для строительства любая новая площадка привлекает внимание застройщиков. Но многое зависит от условий, от того, какие обременения город собирается наложить на девелоперов. От этого зависит рентабельность освоения промзоны для девелопера.
ЗИЛ может привлечь девелоперов не только на фоне общего дефицита стройплощадок в Москве. Территория находится недалеко от центра города, поэтому позволяет развивать разные форматы недвижимости. Мне представляется наиболее удачным вариантом комплексное развитие территории, где будут строиться и офисы, и торговая недвижимость, и жилье. Причем жилье видится тоже разноформатным. В наиболее привлекательных частях (например, с видом на набережную Москвы-реки или, наоборот, максимально близко к метро «Автозаводская») можно развивать жилье бизнес-класса. На оставшейся территории более обоснованным видится строительство жилья сегмента «эконом +» (так называемый «комфорт-класс»).
В начальный период, когда территория только начнет застраиваться, это может привести к небольшой просадке цен в районе (на 10 – 15%). На рынок выйдут сразу большие объемы жилья, причем на ранних стадиях строительства. И девелоперам придется для активизации продаж выставлять цену ниже, чем в районе в целом. Однако после того как большая часть территории будет застроена, начнет функционировать новая инфраструктура, цены сначала отыграют первоначальную просадку, а затем, скорее всего, превысят нынешний уровень процентов на 20.
В последние годы среди реконструируемых промзон появлялись такие «продвинутые» проекты, как, например, «Даниловская мануфактура» или «Красный октябрь». Однако сравнивать реконструкцию ЗИЛа с ними не совсем корректно. Те проекты отличаются, во-первых, намного меньшей территорией, во-вторых, — исторической ценностью. Из-за этого девелоперы их изначально развивали в дорогом сегменте. Более адекватным в случае с ЗИЛом видится аналогия с застройкой Марьинской поймы. Это тоже очень крупная территория промышленного назначения (там были поля фильтрации). Во время строительства цены на жилье в Марьино были примерно на 20% ниже рынка. После того, как район был достроен, цены сравнялись с аналогичными районами, а сейчас даже превышают цены в некоторых других спальных районах. Правда, там строилось в основном жилье, так как это, все же, типичная окраина города. Из-за куда более близкого к ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте