Режим «одного окна» – это одна из наиболее известных в мире управленческих схем, которая в настоящее время активно осваивается в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Ростове, Краснодарском крае, Татарстане, Чувашии и других регионах России.
«Одно окно» Москвы – это система работы органов исполнительной власти (ЕИРЦ, БТИ, паспортного стола, управы, префектуры и др.) с населением, появившаяся в 2003 году. Несмотря на это далеко не все жители столицы понимают, как работает данная информационная система, в чем ее задачи и какую пользу она приносит.
«Одно окно» представляет собой административный механизм, позволяющий гражданам для получения необходимых справок и документов обращаться в одну организацию, проходить собеседование с одним специалистом, предоставляя при этом один минимальный набор необходимых документов и заполняя одну форму заявления. Остальные согласования осуществляются с помощью внутренних каналов связи органов исполнительной власти, а граждане в этом процессе не участвуют.
Это не означает, что гражданин, обратившись в ближайший ЕИРЦ, получит технический паспорт по своему дачному домику. Речь идет о том, что у каждого учреждения теперь сократился список требований к списку подаваемых гражданином документов для получения той или иной услуги — документы, выдаваемые иными организациями данное конкретное учреждение должно запрашивать само.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с 1 октября 2011 года органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, находящихся в распоряжении других органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов и органов местного самоуправления.
Обмен данными документами должен осуществляться посредством межведомственного взаимодействия.
Организации, работающие по принципу «одного окна»
Отказ в выдаче справки и его причины
Принцип «одного окна»
Данный принцип при предоставлении государственных услуг подразумевает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (физических и юридических лиц) в процессах сбора и предоставления в разные инстанции справок и иных документов, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.
При этом оказание услуг от подачи заявления до выдачи результатов решения государственного органа концентрируется в одном месте. Поэтому организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» предусматривает создание единых общественных мест приема и обслуживания заявителей разных категорий. Здесь обеспечивается предоставление гражданам возможности одновременного получения нескольких услуг при однократном обращении.
Важная составляющая данной технологии – минимизация количества документов, предоставляемых заявителем в орган власти. Для достижения этого строится развитая инфраструктура взаимодействия между ведомствами как на одном уровне (по горизонтали), так и межуровневого (по вертикали). Причина – то, что при предоставлении услуги часто необходима информация из органов власти, находящихся на разных уровнях.
Цель и задачи службы
Целью создания данной службы было упрощение взаимодействия граждан с разными подразделениями исполнительных органов и создание комфортных условий для оформления и получения необходимых документов. При этом исключается прямой контакт с чиновниками, от которых зависят решения по предоставлению данных документов. Это позволит заявителям сэкономить время, нервы и деньги.
К задачам службы относятся:
- улучшение обслуживания физических и юридических лиц в органах исполнительной власти;
- сокращение временных и материальных затрат заявителей на сбор информации, согласование, оформление и получение необходимого документа;
- создание условий, препятствующих возникновению противозаконных отношений между гражданами и представителями власти;
- автоматизация и унификация процессов сбора документов;
- повышения удовлетворенности граждан качеством предоставляемых услуг.
Благодаря созданию единого информационного пространства появляется возможность оперативно обмениваться данными между организациями и в любой момент времени находить требуемые документы.
«Одно окно» создано для того, чтобы при получении одной справки заявитель не вынужден был подавать сведения о себе и необходимые документы в несколько ведомств, а, сдав комплект документов в службу «одного окна», через строго определенный срок получил на руки необходимую справку или мотивированный отказ в ее выдаче. Всю нужную информацию ведомства будут получать друг у друга самостоятельно.
Информационная система «одно окно» включена в состав регионального узла Электронного Правительства РФ. Система полностью отвечает требованиям регулирующих документов. Она расширяема для вовлечения органов власти и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Оператор может самостоятельно изменять настроенные процессы обработки заявлений на оказание услуг при изменении законодательства или административных процессов.
Когда появилось «одно окно»
Введение службы «одного окна» в Москве началось в 2002 году, а в 2003 году было принято постановление Правительства Москвы №438-ПП «О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима «одного окна».
Режим его работы регламентируется постановлениями Правительства Москвы №361-ПП «О мерах по реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций» от 01.06.2004 г. и №949-ПП «О реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы» от 28.12.2004 г.
ИС «одно окно» внедрена в Москве, в результате чего выполнена оптимизация работы, сроки подготовки документов сокращены примерно на 40%, достигнута экономия средств городского бюджета. Сроки обработки документов сокращены почти в 3 раза, число предоставляемых документов снижено на 10-20%.
Использование информационной системы «одно окно» подразумевает осуществление перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде. При этом выполняется автоматизация следующих процессов:
- прием обращения;
- первичная проверка и обработка документов;
- выбор маршрута передачи обращения в зависимости от выбранного документа;
- получение сведений о заявителе в государственных ИС;
- мониторинг прохождения обращений как представителями служб, так и гражданами;
- контроль сроков прохождения обращений.
Современные информационно-коммуникационные средства позволяют организовать обращение к службам «одного окна» через интернет-порталы, интерактивные справочные службы, точки беспроводного доступа, call-центры и т.п.
Где находится «одно окно»
В каждом округе Москвы несколько «окон» – у каждого департамента, службы или управы есть свое «одно окно». Нужное выбирают в зависимости от типа требуемой справки. Поможет определить, в какое именно «окно» следует обратиться, специальный сайт, созданный Правительством Москвы: http://www.okno.mos.ru/ – «электронная приемная».
«Электронная приемная» – это единая точка доступа граждан и организаций к документам, предоставляемым органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными организациями при помощи сети Интернет.
Здесь заявителю требуется указать название своего округа и района, принадлежность службы и название документа. После чего ему будет предоставлен адрес нужной службы «одного окна», ее телефон и режим работы. В «электронной приемной» каждый житель Москвы может получить необходимую информацию об услугах, предоставляемых в режиме «одного окна», ознакомиться с порядком получения документов, скачать бланки заявлений.
Чтобы узнать, какие документы нужно предоставить в «одно окно» для получения требуемой справки, можно туда позвонить. Группы документов, которые заявитель должен предоставить самостоятельно при обращении за государственной услугой, определены пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Списки необходимых документов размещены на сайте «электронной приемной». Здесь же стоит выяснить, можно ли получить справку, поскольку не все документы доступны через службу «одного окна». Кроме того, сведения о службах «одного окна» есть на сайтах районных управ.
Организации, работающие по принципу «одного окна»
К числу организаций, имеющих значение для настоящего или будущего собственника недвижимости, относятся ЕИРЦ (Единый информационно-расчетный центр), БТИ (Бюро технической инвентаризации), Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы, Мосжилинспекция, Департамент земельных ресурсов Москвы, ГУП «Жилищник-1», Мосгорстройнадзор, Городской центр жилищных субсидий, префектуры административных округов, инженерные службы, управы районов города.
Благодаря информационной системе «электронная приемная», в состав которой входит «одно окно», жители столицы могут в режиме онлайн получить или подать заявку на оформление следующих документов:
- единый жилищный документ;
- единый платежный документ;
- извещение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения;
- архивные справки префектур и управ, а также центральных объединенных архивов;
- распоряжение Департамента земельных ресурсов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Помимо этого «электронная приемная» позволяет осуществить предварительный расчет жилищной субсидии и внести показания квартирных счетчиков в режиме онлайн.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы дает возможность удаленно оформить договор и/или дополнительное соглашение на право пользования жилым помещением. Кроме того, можно известить о внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на жилищном учете.
Отказ в выдаче справки и его причины
Отказать в выдаче справки могут по следующим причинам:
- оформление документов, за выдачей которых обратился заявитель, не осуществляется службой «одного окна»;
- заявитель предоставил неполный комплект документов, требуемых для подготовки запрашиваемого документа;
- документы, представленные заявителем, неправильно оформлены или утратили силу;
- при подаче заявки на оформление запрашиваемого документа, подлежащего выдаче третьему лицу, отсутствовала в установленном порядке оформленная доверенность;
- заявитель отказался оплатить услуги, выполняемые (оказываемые) на возмездной основе, или представить квитанции об их оплате;
Отказ в приеме документов в службе «одного окна» по требованию заявителя может быть оформлен и выдан ему в письменном виде.
Прочие причины отказа неправомерны, и заявитель может их обжаловать у руководителя аппарата управы, отвечающего за координацию работы службы «одного окна», или в суде.
Стоимость справок и сроки подготовки
Стоимость документов различна. Некоторые (например, Единый жилищный документ) выдаются бесплатно. Лучше предварительно узнать стоимость требуемых справок, позвонив в службу «одного окна» своего района. Также эту информацию можно получить в реестрах справок, размещенных на сайтах организаций, например, БТИ.
Сроки подготовки справок также отличаются. Многие документы выдаются в день обращения. Большинство справок БТИ предоставляются в течение 10 дней. Время подготовки Единого жилищного документа, который выдают в ЕИРЦ, – не более суток (в день обращения). Сроки подготовки и выдачи справок определены ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Для большинства документов сроки подготовки не превышают 30 дней.
Недостатки системы
При реализации принципа «одного окна» наиболее важными технологическими проблемами являются:
- организация электронного документооборота при обработке заявки;
- интеграция ведомственных сетей и сетей территориальных органов;
- реализация использования баз данных различных ведомств;
- поддержка режима «одного окна» круглосуточно без выходных и праздничных дней;
- организация интернет-платежей.
Не менее важна и защита данных для обеспечения обмена информацией между ведомствами и передачи ее по открытым каналам связи. Использование различных языков программирования, операционных систем и аппаратных платформ, отсутствие единой точки доступа к сервисам государственных органов и общих стандартов передачи данных препятствуют электронному обмену и создают ошибки в системе «одного окна».
Поэтому, несмотря на удобство «одного окна», у него все же имеются некоторые недостатки. Главный – то, что в настоящее время не все необходимые документы граждане могут получить с помощью этой службы. Но работа в этом направлении ведется, и с каждым годом все новые департаменты и организации начинают работать по принципу «одного окна», а список выдаваемых с его помощью справок и документов постоянно пополняется.
Еще одним недостатком, по мнению москвичей, является то, что размещенные на сайтах списки обязательных документов, которые необходимо предоставить для получения какой-либо справки, иногда содержат ошибки. Из-за этого при запросе человек может получить отказ, документы придется посылать вторично, и процесс получения справки затянется.
Кроме того, пока нельзя сказать, что органы исполнительной власти полностью перешли на режим «одного окна». Нередко, для получения нужного документа заявителю придется обойти целый ряд «окон» и собрать необходимое количество промежуточных документов, прежде чем он сможет обратиться в то «одно окно», которое выдаст ему конечный документ.
Так, для оформления земельно-имущественных прав заявителю нужно обойти более 5 служб «одного окна» и получить ряд документов, после чего он сможет прийти в то «одно окно», которое выдаст ему необходимое разрешение.
Заключение
Несмотря на имеющиеся недостатки, создание единого информационного пространства и организация работы государственных органов по принципу «одного окна» помогает упростить общение граждан с их сотрудниками, облегчить доступ людей к необходимой им информации и повышает степень удовлетворения качеством работы органов исполнительной власти.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте