Сегодня 12:11
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
21.02.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
21.02.2025
Конференции, выставки, семинары
21.02.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
21.02.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
21.02.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Определенный интерес к жилью на воде существует как за рубежом, так и в нашей стране. Причины тому самые разные. Классический пример – желание сэкономить на уплате налогов, используя лазейки в законодательстве. Так происходит, например, во Франции, по законам которой налог на недвижимость подлежит уплате в случае, если жилье расположено на земле Французской Республики. А вот платить налог за жилье, которое находится на воде галльского государства, закон не обязывает.

Не такой материалистичный, но не менее распространенный резон – забота о собственном здоровье. Не секрет ведь, что непосредственно на водных объектах воздух чище, а экология в целом лучше, что в условиях современных городов очень даже немаловажно.

В Европе мало кого можно удивить, обзаведясь жильем на дебаркадере, яхте или ином плавсредстве. А вот в нашей стране такой вид жилья пока что мало распространен. Что, честно говоря, немного удивляет ввиду популярности использования «плавучих домов» в коммерческих целях. Ресторанами на водной глади сегодня уже не удивить, но, углубляясь в историю, можно вспомнить забавный прецедент. До 2004 года на дебаркадере у Фрунзенской набережной существовал «плавучий» магазин керамической плитки, ставший в свое время предметом обсуждения и обструкции на совещании, проводимом тогдашним мэром Лужковым. Юрий Михайлович, кстати, имел весьма четкую позицию неприятия использования Москвы-реки в качестве «фундамента» для речных сооружений.

В России же выбор реки в качестве постоянного места жительства по сегодняшний день остается, скорее, уделом достаточно узкой прослойки людей состоятельных и ярких. Например, жильем на воде обзавелся Сергей Полонский – один из самых ярких и неординарных представителей российского бизнеса.

Так почему же жилье на воде в крупных российских городах - скорее экзотика? Я бы обозначил лишь одну естественную, а не искусственно созданную проблему – наш климат. Москва ведь не Париж и не Амстердам. Главная водная артерия российской столицы, в отличие от Сены и Амстел, зимой замерзает.

Проблем же, имеющих истоки скорее в сознании власть предержащих и созданных, словно нарочно, достаточно. К их числу, в первую очередь, можно отнести: мнимую заботу о безопасности судоходства и экологии, сложность подключения коммуникаций, получения согласований на размещение и стоянку жилых объектов, отсутствие четкого правового регулирования постоянного проживания на воде.

При этом если разобрать означенные проблемы по пунктам мы увидим следующее. Москва-река уж точно будет шире, чем каналы в крошечных Нидерландах, а ведь вряд ли кто-то слышал о кораблекрушениях в Амстердаме, вызванных столкновением кораблей с постоянно пришвартованными объектами. Псевдо-забота об экологии Москвы-реки тоже понимания не вызывает. Любой специалист подтвердит, что в российской столице достаточно коллекторов, сбрасывающих нечистоты в Москву-реку и Яузу, по сравнению с которыми даже флот жилых дебаркадеров – просто источник термальных вод.

Относительно сложности подключения коммуникаций следует сказать, что данный вопрос в нашей стране, к сожалению, легко не решается в принципе. Большинство застройщиков, уверен, подтвердят, что и на суше не так-то просто подключиться к сетям городского хозяйства.

Отдельная история – получение разрешений и согласований. Не секрет, что разрешение на строительство вполне себе стандартных «сухопутных» объектов недвижимости можно получать годами. С водными объектами дело обстоит ничуть не проще. Так, для размещения дебаркадера нужно получить около 25 согласований и потратить, в среднем, два года. В столице процесс выглядит примерно следующим образом. Сначала следует подать в ГУП «Мосводоканал» заявку, содержащую просьбу выдать предварительное размещение на установку дебаркадера. После этого посетить придется, в частности, но, к сожалению не ограничиваясь, Московско-Окское бассейновое водное управление, подразделения Министерства природных ресурсов, префектуру соответствующего административного округа Москвы, Госсанэпиднадзор, Москомархитектура, ФГУП "Канал имени Москвы". Из московских нормативно-правовых актов, которые следует при всем этом учитывать, стоит назвать Положения о порядке размещения судов и иных плавсредств на акваториях рек и водоемов в границах города Москвы под объекты нетранспортного назначения, Схему размещения и отстоя судов и других плавсредств на реке Москве и акватории канала имени Москвы. Естественно, у каждой контролирующей организации свои требования. Так, например, для ФГУП «Канал имени Москвы» важно, чтоб размещенные объекты, в том числе дебаркадеры, не создавали опасности при судоходстве. Москомархитектура обращает внимание на то, чтоб дебаркадер не нарушал общий архитектурный ансамбль, не размещался возле обрывистого берега (такой берег может обрушиться) и т.п.

А уж об остальных правовых аспектах «водного» жилья и говорить не приходится. Например, дебаркадеры и иные схожие объекты априори не есть предмет регулирования жилищного законодательства, значит, они не могут быть местом регистрации по месту жительства (т.е. «прописки», понятия достаточно дикого и у нас в стране, к сожалению, почти сакрального).

Итогом всей этой юридической казуистики является зачастую несоразмерное удорожание жилья на воде. А, следовательно, происходит резкое сокращение как спроса, так и предложения. И ведь объективно такое положение дел не выгодно никому. Возьмем Москву. Земли в городе мало, транспортных проблем предостаточно. А вот воды много. Сравним – протяженность Москвы-реки в границах столицы (75 км) больше, чем присутствие Сены в Париже или Темзы в Лондоне. Но решать, пускай и частично, проблему дефицита городской территории используя акваторию никто особо и не собирается. Странно и неоправданно.

Подводя итог, выражу уверенность в том, что пройдет не так уж много времени и сама жизнь (в первую очередь нехватка городских территорий и экологическая ситуация в мегаполисах) заставит обратить взгляд на «плавучие» дома, устранив при этом искусственно созданные проблемы, и создав соответствующие нормальные правовые механизмы.

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
ФНС лого

ФНС России разъяснила условия налогообложения хозпостроек физических лиц

Не каждая хозпостройка облагается налогом на имущество физлиц, а только те, которые являются недвижимостью и сведения о которых (включая кадастровую стоимость) содержатся в ЕГРН.
00
Росреестр

Контролируемые лица - ограничительные меры, вступившие в силу 05 февраля 2025 года

Закон № 260-ФЗ содержит ряд новелл, направленных на совершенствование законодательства в сфере миграции и надзора за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства.
00
ЖК «Новые Смыслы», Коммунарка, Новая Москва, графика

В Новой Москве появится жилой комплекс с беспрецедентным разнообразием планировок

В Коммунарке строится ЖК «Новые Смыслы», который станет примером современного подхода к организации жилого пространства. Проект предлагает более 200 вариантов планировок
00
Коттедж с панорамным остеклением

Эстетика и функциональность: современные решения в остеклении коттеджей

Современные технологии предлагают широкий спектр решений для остекления коттеджей. Выбор оптимального варианта зависит от архитектурного стиля здания, климатических условий, бюджета и личных предпочтений заказчика.
00
Clubhouse дома «Достижение»

Sminex построил инфраструктурный центр в районе Останкино

Sminex запускает в своих домах сообщества соседей, создав для этого отдельное пространство Clubhouse — с концептуальным сервисом и развитой общественной инфраструктурой. Инвестиции в здание составили 145 млн рублей.
00
Иван Кругляковский, советник Управления контроля за объектами недвижимости по Северо-Восточному административному округу Москвы

Заборы и шлагбаумы: как установить ограждение по закону

Госинспекция по недвижимости проведет вебинар «Ограждающие устройства – установка по правилам». Онлайн-встреча состоится 25 февраля в 16.00.
00
NF Group

В 2025 году самая дорогая недвижимость Сочи подорожает на 5-7%

Аналитики консалтинговой компании NF GROUP провели исследование, согласно которому первичный рынок элитного жилья в Сочи демонстрирует рекордный рост.
10
Optima Development logo

Мужская мечта. Какая инфраструктура в квартире идеальна – опрос

Optima Development провела исследование, посвященное предпочтениям мужчин в отношении «домашней инфраструктуры». Опрос выявил неожиданные результаты.
00
На ежегодной встрече ДОМ.РФ с представителями финансовых организаций «Рынок ипотеки и ипотечных ценных бумаг: итоги и перспективы». 2025 год

В ДОМ.РФ оценили потенциал развития рынка ипотечной секьюритизации

В 2025 году крупнейшие банки сохранят высокий интерес к секьюритизации на платформе ДОМ.РФ, а сам процесс выпуска ипотечных ценных бумаг (ИЦБ) продолжит переход в цифровой формат.
00
Ricci логотип

По итогам 2024 года спрос в складах незначительно сократился

По итогам 2024 года на рынке складской недвижимости в Московском регионе спрос сократился на 6,5% и составил 2,8 млн кв. м, подсчитали аналитики Ricci. В 2023 году этот показатель составил 3,025 млн кв. м.
00
Департамент городского имущества города Москвы - новый логотип

Инвесторы могут приобрести у города четыре коммерческих здания в ЗАО, ЮВАО, ВАО и ЮАО

Город реализует через электронные торги четыре здания общей площадью свыше 1,5 тыс. квм. - на Бережковской набережной, на улице Чугунные Ворота, улице Нижняя Первомайская и на Дубининской улице.
00
БЦ STONE Курская, графика

В Таганском районе завершается строительство офисного здания

Офисное здание «STONE Курская» находится по адресу: Костомаровский переулок, владение 11/1. Объект расположен в пешей доступности от станций метро «Курская» и «Чкаловская».
00
Департамент городского имущества города Москвы - новый логотип

Специалисты МосгорБТИ разработали более тысячи проектов перепланировок для москвичей в 2024 году

В 2024 году услугами по проектированию перепланировок Московского городского бюро технической инвентаризации (МосгорБТИ) воспользовались 1023 жителя столицы.
00
ЖК МИРА, во дворе, графика

Выставка мечты – за пять лет новостройки рядом с ВДНХ подорожали в два раза

Спрос на первичное жилье в районе ВДНХ растет на фоне дефицита предложения. Эксперты «Метриум» рассказывают о ВДНХ и девелоперских проектах, расположенных в пешей доступности от нее.
Или войти с помощью: