13.01.2025
Тенденции рынка, аналитика
13.01.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
13.01.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
13.01.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
13.01.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Определенный интерес к жилью на воде существует как за рубежом, так и в нашей стране. Причины тому самые разные. Классический пример – желание сэкономить на уплате налогов, используя лазейки в законодательстве. Так происходит, например, во Франции, по законам которой налог на недвижимость подлежит уплате в случае, если жилье расположено на земле Французской Республики. А вот платить налог за жилье, которое находится на воде галльского государства, закон не обязывает.

Не такой материалистичный, но не менее распространенный резон – забота о собственном здоровье. Не секрет ведь, что непосредственно на водных объектах воздух чище, а экология в целом лучше, что в условиях современных городов очень даже немаловажно.

В Европе мало кого можно удивить, обзаведясь жильем на дебаркадере, яхте или ином плавсредстве. А вот в нашей стране такой вид жилья пока что мало распространен. Что, честно говоря, немного удивляет ввиду популярности использования «плавучих домов» в коммерческих целях. Ресторанами на водной глади сегодня уже не удивить, но, углубляясь в историю, можно вспомнить забавный прецедент. До 2004 года на дебаркадере у Фрунзенской набережной существовал «плавучий» магазин керамической плитки, ставший в свое время предметом обсуждения и обструкции на совещании, проводимом тогдашним мэром Лужковым. Юрий Михайлович, кстати, имел весьма четкую позицию неприятия использования Москвы-реки в качестве «фундамента» для речных сооружений.

В России же выбор реки в качестве постоянного места жительства по сегодняшний день остается, скорее, уделом достаточно узкой прослойки людей состоятельных и ярких. Например, жильем на воде обзавелся Сергей Полонский – один из самых ярких и неординарных представителей российского бизнеса.

Так почему же жилье на воде в крупных российских городах - скорее экзотика? Я бы обозначил лишь одну естественную, а не искусственно созданную проблему – наш климат. Москва ведь не Париж и не Амстердам. Главная водная артерия российской столицы, в отличие от Сены и Амстел, зимой замерзает.

Проблем же, имеющих истоки скорее в сознании власть предержащих и созданных, словно нарочно, достаточно. К их числу, в первую очередь, можно отнести: мнимую заботу о безопасности судоходства и экологии, сложность подключения коммуникаций, получения согласований на размещение и стоянку жилых объектов, отсутствие четкого правового регулирования постоянного проживания на воде.

При этом если разобрать означенные проблемы по пунктам мы увидим следующее. Москва-река уж точно будет шире, чем каналы в крошечных Нидерландах, а ведь вряд ли кто-то слышал о кораблекрушениях в Амстердаме, вызванных столкновением кораблей с постоянно пришвартованными объектами. Псевдо-забота об экологии Москвы-реки тоже понимания не вызывает. Любой специалист подтвердит, что в российской столице достаточно коллекторов, сбрасывающих нечистоты в Москву-реку и Яузу, по сравнению с которыми даже флот жилых дебаркадеров – просто источник термальных вод.

Относительно сложности подключения коммуникаций следует сказать, что данный вопрос в нашей стране, к сожалению, легко не решается в принципе. Большинство застройщиков, уверен, подтвердят, что и на суше не так-то просто подключиться к сетям городского хозяйства.

Отдельная история – получение разрешений и согласований. Не секрет, что разрешение на строительство вполне себе стандартных «сухопутных» объектов недвижимости можно получать годами. С водными объектами дело обстоит ничуть не проще. Так, для размещения дебаркадера нужно получить около 25 согласований и потратить, в среднем, два года. В столице процесс выглядит примерно следующим образом. Сначала следует подать в ГУП «Мосводоканал» заявку, содержащую просьбу выдать предварительное размещение на установку дебаркадера. После этого посетить придется, в частности, но, к сожалению не ограничиваясь, Московско-Окское бассейновое водное управление, подразделения Министерства природных ресурсов, префектуру соответствующего административного округа Москвы, Госсанэпиднадзор, Москомархитектура, ФГУП "Канал имени Москвы". Из московских нормативно-правовых актов, которые следует при всем этом учитывать, стоит назвать Положения о порядке размещения судов и иных плавсредств на акваториях рек и водоемов в границах города Москвы под объекты нетранспортного назначения, Схему размещения и отстоя судов и других плавсредств на реке Москве и акватории канала имени Москвы. Естественно, у каждой контролирующей организации свои требования. Так, например, для ФГУП «Канал имени Москвы» важно, чтоб размещенные объекты, в том числе дебаркадеры, не создавали опасности при судоходстве. Москомархитектура обращает внимание на то, чтоб дебаркадер не нарушал общий архитектурный ансамбль, не размещался возле обрывистого берега (такой берег может обрушиться) и т.п.

А уж об остальных правовых аспектах «водного» жилья и говорить не приходится. Например, дебаркадеры и иные схожие объекты априори не есть предмет регулирования жилищного законодательства, значит, они не могут быть местом регистрации по месту жительства (т.е. «прописки», понятия достаточно дикого и у нас в стране, к сожалению, почти сакрального).

Итогом всей этой юридической казуистики является зачастую несоразмерное удорожание жилья на воде. А, следовательно, происходит резкое сокращение как спроса, так и предложения. И ведь объективно такое положение дел не выгодно никому. Возьмем Москву. Земли в городе мало, транспортных проблем предостаточно. А вот воды много. Сравним – протяженность Москвы-реки в границах столицы (75 км) больше, чем присутствие Сены в Париже или Темзы в Лондоне. Но решать, пускай и частично, проблему дефицита городской территории используя акваторию никто особо и не собирается. Странно и неоправданно.

Подводя итог, выражу уверенность в том, что пройдет не так уж много времени и сама жизнь (в первую очередь нехватка городских территорий и экологическая ситуация в мегаполисах) заставит обратить взгляд на «плавучие» дома, устранив при этом искусственно созданные проблемы, и создав соответствующие нормальные правовые механизмы.

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Аналитический центр "Индикаторы рынка недвижимости" IRN.RU

Цены на вторичном рынке жилья топчутся на месте

2024 г. уникален практически полным отсутствием ценовой динамики на вторичном рынке московского региона - цены на квартиры в «старой» Москве за год выросли в пределах статистической погрешности – на 0,8% до 272 500 руб. за квм.
00
bnMAP.pro логотип

В декабре 2024 года число сделок с новостройками в Московском регионе выросло на четверть

В декабре в Московском регионе зафиксировано 13186 лотов в сделках, что на 25% больше, чем месяцем ранее. Суммарная площадь лотов в сделках составила 633,5 тыс. кв. метров (+21%).
00
У реки. Эко Видное 2.0

Завершено строительство всех корпусов жилого комплекса «У реки. Эко Видное 2.0»

Последний корпус «Левитан» в составе третьей очереди жилого комплекса «У реки. Эко Видное 2.0» от девелопера MR Group получил разрешение на ввод в эксплуатацию.
10
Открытие моста через Москву-реку между Ривер Парк Коломенское и станцией метро Нагатинский Затон

Открыт первый в Москве мост в форме полумесяца

В городском квартале бизнес-класса Ривер Парк Коломенское состоялось открытие пешеходного моста через Москву-реку. Объект соединил жилой комплекс со станцией метро Нагатинский Затон.
00
Квартал «Независимость» в «Символе»

Квартал «Независимость» в «Символе» введен в эксплуатацию

Компания «Донстрой» получила разрешение на ввод в эксплуатацию двух корпусов квартала «Независимость» - корпуса 19 и 20. Квартал является частью проекта «Символ».
00
NF Group

Ставки аренды на недвижимость формата light industrial в Московском регионе выросли на 27% в 2024 году

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели предварительные итоги 2024 года в сегменте индустриальной недвижимости формата light industrial1 в Московском регионе.
00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

В 2025 году в регионах России ожидается рост объемов ввода торговой недвижимости в 1,5 раза

Прогнозируемый объем нового предложения в России (за исключением Московского региона и Санкт-Петербургской агломерации) в следующем году увеличится в полтора раза до отметки в 315 тыс. кв. м.
00
Базальтовый ровинг

Советы по выбору базальтового ровинга для армирования конструкций

Базальтовый ровинг — это высокопрочный материал, который активно применяется в строительстве и производстве композитов для армирования различных конструкций.
00
Ривер Парк Коломенское, набережная

Топ-10 лучших мест для отдыха на юге Москвы

Южный округ – самый востребованный в столице среди клиентов первичного рынка. ЮАО по итогам 2024 года занял первое место по числу зарегистрированных ДДУ и второе место по объему предложения в новостройках.
00
Первый Московский, фаза 7.1, корпуса 1 и 2

Завершено строительство двух жилых домов на 1302 квартиры в городе-парке «Первый Московский»

Завершено строительство жилых корпусов 1 и 2 фазы 7.1 в Первом Московском, им присвоены почтовые адреса: Москва, поселение Московский, город Московский, ул. Лаптева, д. 7 и ул. Лаптева, д. 9.
00
Театр Эрмитаж, Москва

В центре Москвы отреставрируют историческое здание театра «Эрмитаж»

Согласован проект реставрации и приспособления для современного использования здания театра «Эрмитаж» по адресу: улица Каретный Ряд, дом 3, строение 1.
00
Департамент городского имущества города Москвы - новый логотип

Город продал «Избу на Масловке» на севере столицы

Нового владельца строения площадью 571,2 квадратного метра определили на открытом электронном аукционе. Здание было построено в 1906 году, теперь его ждет реконструкция.
Или войти с помощью: