В границах старой Москвы есть серая зона, которая находится в привлекательной для застройки локации - и при этом никак не вовлечена в современное городское пространство. Речь идет о десяти тысячах гектаров, занятых портами, доками, неработающими фабриками, свалками и пустырями... прямо на берегах Москва-реки.
По данным Москомархитектуры, сегодня в общественное использование вовлечено только 25% из 220 км набережных Москвы-реки при том, что площадь потенциальной зоны развития, прилегающей к воде в городе, достигает 3,5 тыс. гектаров.
Москва-река - главная водная артерия, длина которой в пределах города составляет более 80 км. На береговые зоны приходится более 200 км. 25% этой территории занимают промышленные объекты, и только 10% занято жильем. 87,6 га (44%) береговой территории не благоустроено, 47,4 га (23%) занято автомобильными дорогами, 32,4 га (16%) отрезано от доступа к реке и 33,4 га (17%) отведено под пешеходные дороги.
Эта «серая зона» не подвергалась реконструкции с 1935 года. Именно в это время на некоторых участках набережной были поставлены гранитные обрамления, построены два порта, заасфальтированы и расширены проезды и улицы в районе набережных. Благодаря реконструкции на карте Москвы появились благоустроенные и известные в городе набережные: Краснопресненская, Смоленская, Лужнецкая, Дорогомиловская (Тараса Шевченко), Бережковская, Котельническая, Новоспасская (Краснохолмская) и Ростовская . На береговой линии были построены жилые дома - те самые знаменитые «сталинки».
Конечно, планы по развитию прибрежной зоны Москвы-реки существовали всегда, до недавнего времени действовала программа развития до 2016 года, которая была принята в 2010 году. Она касалась новых маршрутов водного транспорта и строительства границ на набережной. Но нынешнее правительство считает, что она устарела, и городу нужны более радикальные перемены.
«Мы считаем, что план 2010 г. не закладывал серьезных принципов градостроительного развития берегов реки и рассматривал набережные исключительно как рекреационно-туристическую городскую ось», - объяснила Карима Нигматулина, и. о. главы Научно-исследовательского и проектного института (НИиПИ) генплана Москвы. По ее словам, концепция 2014 г. предполагает, что у реки и ее берегов будет больше функций. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов уже пообещал сделать реку важной транспортной артерией и «парадной улицей города». «В городе исторически не сложился так называемый единый речной фасад, т. е. образ восприятия с реки. «В Санкт-Петербурге такое есть, у нас пока нет», - прокомментировал этот вопрос Сергей Кузнецов.
Нынешняя концепция принята до 2035 года. Она больше не зациклена на портовом строительстве, хотя транспортная составляющая остается одной из главных в функциональном использовании реки. ТПУ и так называемые «водные такси» свяжут между собой небольшие участки города, разгружая наземные магистрали, хотя из-за особенностей изгибов русла реки она все же не сможет стать еще одной веткой метро, только водного; проложить длинный и удобный для пассажиров маршрут по Москва-реке будет сложно. Прибрежная территория реки превратится в благоустроенную общественную зону для культурного досуга граждан. И, разумеется, на обновленных прибрежных территориях найдется и место для строительства.
«Использовать реку будем многопланово: устраивать пешеходные и зеленые зоны, велосипедные дорожки, там, где это возможно, - застраивать. Эта территория должна работать на город и инвестиционную привлекательность Москвы», - рассказал журналистам Сергей Кузнецов.
Разумеется, строительство в прибрежных районах ведется и сегодня. Уже существуют проекты парка «Зарядье», Крымской набережной, редевелопмента ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте