Кризисные явления в российской экономике, усугубленные последствиями санкций, вынуждают власть активизировать процесс по изысканию средств в бюджеты всех уровней. Привычные источники доходов — экспорт энергосырья и развитие бизнеса — оскудели: нефть падает в цене, а предпринимательство, особенно среднее и малое, чахнет. По подсчетам экспертов, доходы казны могут уменьшиться в ближайшие годы на 1,5-2 процента ВВП, еще как минимум процент ВВП "съедят" санкции. В таких декорациях удержаться от соблазна залезть в карман граждан практически невозможно. Как залезают, изучал "Огонек".
О том, что с деньгами в отечестве будут проблемы, скучные эксперты всерьез заговорили еще прошлой осенью, сопоставив неутешительные экономические прогнозы с величественным размахом пожеланий и обязательств, которые взвалила на себя российская казна.
Новый год, правда, встречали со сдержанным оптимизмом, хотя уже тогда многих насторожило, что в выступлениях официальных лиц участились ссылки на потенциал страны и резервы, которые надо изыскать для нового роста. Когда высокие чиновники поминают потенциал и резервы, это всегда не к добру. Тревоги, правда, улеглись на время — яркой звездочкой промелькнули три безмятежные недели сочинской Олимпиады, когда казалось, что нам вообще все по плечу. Но дальше грянули украинские события во всей красе, и наступило счастливое обретение Крыма вместе с несчастливыми последствиями в виде санкций.
И вот с той поры, то есть уже с весны, стенания по поводу того, что "денег нет и неизвестино", раздаются с разной высоты трибун едва ли не каждый день. Выясняется, что при прогрессирующих сложностях в экономике (рецессия, бегство капиталов, инфляция, санкции, закредитованность, дефицит заемных средств и пр.) не хватает всем и на все. А поскольку вместе с этим пришло устойчивое понимание того, что традиционные источники (имеющийся налоговый арсенал, доходы от нефти и газа) бреши в бюджетах не закроют, стало очевидно: последний стратегический резерв — кошельки граждан.
Цыплят по осени считают
Теперь в самый раз присмотреться, как государство собирается залезать в карман россиян. Периметр действий, в принципе, уже очерчен: это накопительная часть пенсий, налог на недвижимость по новой схеме расчета, введение пакета региональных налогов (налог с такси, ресторанов и т.д.). Но самый многообещающий по отдаче источник для латания бюджетных дыр — это, безусловно, плата за услуги ЖКХ. Именно эта "поляна" и будет осваиваться в ближайшее время.
Население входит в отопительный сезон, имея на руках коммунальные платежки с включенной в них обязательной платой за капремонт, с перспективой в будущем году для ряда регионов введения соцнорм потребления электричества и с планами по появлению оных на воду и тепло вкупе с ростом тарифов на все перечисленное.
Занятно, что ранней весной правительство меняло сроки повсеместного введения соцнорм. По электропотреблению перенеся их на два года вперед (с 1 июля 2014 года), а по воде и отоплению вообще отложив в долгий ящик — пока соответствующими счетчиками не обзаведется подавляющая часть населения (на сегодня ими оснастили чуть более половины домов и квартир). Но за лето-осень ситуация изменилась, санкции дали себя знать, наложившись на естественные процессы в экономике, и вместо отсрочки процесс решено активизировать: уже 1 октября правительство должно озвучить президенту предложения по соцнормам на электричество, а 1 ноября планирует вернуться к обсуждению сюжета о введении норм на воду и тепло. При этом обещанное ограничение роста тарифов (по формуле инфляция минус 30 процентов) уже отменено. Это неумолимо означает: повышение цены на электричество, воду, тепло будет более серьезным, чем предполагали.
Золотые киловатты
Российское правительство, говоря о перспективах введения соцнорм на потребление электроэнергии, анонсировало две цели: научить россиян экономить и добиться "экономически обоснованной" цены за киловатт-час. Сейчас тариф такой, что за граждан "доплачивают" предприятия, для которых цена электричества выше (так называемое перекрестное субсидирование). На Западе — все наоборот. Звучит вроде логично. Хотя есть и другая логика: уж если ставить целью повышение стоимости 1 кВтч до 7-12 рублей (аналог европейской цены), то следует выводить на европейский уровень российские зарплаты, пособия, пенсии. И принимать в расчет, что, по официальным данным, граждане потребляют лишь 10-12 процентов всех энергоресурсов — остальное "жжет" промышленность. И чтобы население смогло компенсировать выпадение доходов от снижения тарифов для промпотребителей, его впору учить тратить, а не экономить. Ведь, по подсчетам главы комитета Думы по ЖКХ Галины Хованской, в России средний расход электричества на человека в месяц — 96 кВтч, в Финляндии — в 4 раза выше, даже экономные немцы "жгут" в 2 раза больше, британцы — в 2,5 раза, американцы — в 4 раза. Проблему представляет и общее снижение энергопотребления в России, и то, что промпредприятия стараются, если есть оказия, обзавестись собственной генерацией и уйти из единой энергосистемы (ЕЭС) (5,7 процента из них так уже и сделали), где киловатт-час в 1,5-2,5 раза дороже.
Так в чем же "фишка"? Почему так остро понадобились соцнормы именно ...
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте