В этом году дачный сезон сильно задерживается: если пик активности спроса на аренду загородных домов раньше приходится на февраль-март, то в 2022 году этот период сильно сдвинулся. Высокий спрос отсутствует даже в середине июня и в целом сократился на 35%. Причины разные, но все связаны с неуверенностью потребителя в будущем ввиду неустойчивой геополитической ситуации. Детали раскрыл эксперт.
Взлет цен. После ковида интерес к загородному жилью значительно вырос. В среднем домик в СНТ стоит от 65 000 р/мес., коттедж в поселке с более развитой инфраструктурой – от 150 000 р/мес., элитное жилье стартует от 500 000 р/мес. И ценник продолжает расти. При этом сокращается предложение: варианты по вкусным ценам быстро заканчиваются, а то, что остается оказывается неоправданно дорого. Все потому, что арендодатели находятся равно в том положении, что арендаторы и предпочитают не сдавать жилье, а проводить там свои отпуска.
В условиях общей макроэкономической неопределенности люди планируют крупные траты чуть ли не накануне. А как известно, в разгар сезона ценник всегда выше, чем задолго до него. Кто-то готов отдавать двойную цену за дачу на лето, а для кого-то это неподъемно. Многие отказываются и ищут альтернативу.
В сегменте элитной недвижимости ситуация тоже непростая. В основном, такие лоты рассматриваются к аренде в долгосрочной перспективе. С учетом того, что это выливается в круглую сумму, даже обеспеченные граждане в сложившейся ситуации вынуждены экономить и не готовы платить большие деньги.
Собственное жилье. Все та же пандемия побудила многих к покупке собственного загородного жилья. Чаще, такое вложение рассматривают как стабильную и выгодную инвестицию. И оказываются правы. Например, сейчас, когда валюта стала недоступна, курс нестабилен, биржа тоже неустойчива, покупка недвижимости – старый добрый способ сохранить накопления.
Те, кто позаботился о покупке загородки заранее, из категории арендаторов перешли в категорию собственников. Этот фактор также повлиял на снижение спроса.
Смена приоритетов. Кризис сильно бьет по рынку, в том числе страдает бизнес. Те, кто мог позволить себе арендовать дачу на лето, сейчас заняты сохранением собственного дела и вкладывают туда все силы и деньги. Скорее всего эти люди вообще не пойдут в этом году в отпуск, таким образом аренда загородного теряет потенциального потребителя.
Москвичи, например, проводят отпуск в городе, тем более что в рамках различных городских программ проводится множество активностей, в тех же парках и так далее. Кроме того, люди берут отпуска, чтобы поработать на других проектах и дополнительно заработать. Для них также аренда жилья за городом неактуальна.
Коронавирус отступил. Еще одним фактором, повлиявшим на снижение спроса аренды, стала ликвидация ковидных ограничений. Риск нового локдауна сошел на нет и для потребителя в аренде загородной недвижимости больше нет необходимости. С учетом того, что цены остались на прежнем, ажиотажном уровне, люди скорее потратят эти деньги на поездку к морю или путешествие в государства, границы которых все еще открыты для россиян.
Квартиры дешевле. Все то же стремление сэкономить заставляет путешественников арендовать в курортных городах квартиры, а не загородные коттеджи. Кроме того, за аренду гостиницы/отеля можно получить кэшбэк от государства, что в целом является мерой поддержки отечественного туризма, но сильно сокращает спрос на аренду загородного жилья.
Рано или поздно постковидный спрос на загородное жилье должен был закончиться. Да, ситуация напомнила людям о прелестях жизни на лоне природы, но судьба бросает новые вызовы, которые перекраивают рынок и влияют на потребительский спрос. В любом случае, кризис – это новые возможности. Например, для девелоперов, которые обратили внимание на загородные локации, строят красивые жилые комплексы и застраивают эти территории загородным жильем.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте