Кризис не стал для них неожиданностью, уверяют девелоперы. Поэтому некоторым удалось принять превентивные меры и минимизировать потери. «К финансовым неурядицам мы подготовились заблаговременно, — говорит директор по маркетингу ГК «Конти» Юрий Синяев. — Еще в конце 2007 года, когда начались ипотечные проблемы в США, подготовили первый антикризисный план. Он призван не только удержать компанию на плаву, но и обернуть кризис в свою пользу. В прошлом году мы организовали бизнес-процессы так, что смогли получить дополнительную прибыль, и сегодня стремимся к тому же».
Пока события на рынке обрастают самыми невероятными слухами, определенная часть девелоперов сохраняет полную невозмутимость. «Компании, которые обладают какими-то финансовыми ресурсами, сейчас замораживают продажи. Могу сказать, что это носит массовый характер не только в сфере загородной элитки, но и в городском сегменте – в сегменте дешевого панельного жилья — рассказывает Владимир Яхонтов, управляющий партнер холдинга «МИЭЛЬ». – Позиция такая: если у меня есть деньги, зачем мне суетиться, я лучше подожду. Наша компания выбрала подобную стратегию. У нас есть риелторский и девелоперский центры, у каждого свой бюджет, как в двух разных компаниях. Между ними подписан контракт. Девелоперский центр свои объекты сейчас не рекламирует, риелторский предлагает, но без особого рвения — найдется клиент, так найдется…»
«Наша идеология в условиях кризиса – сохранить рабочие места, поэтому мы решили уменьшить фонд оплаты труда на 20-30%, — признается Ю. Синяев. — Человек будет получать меньше, зато не потеряет работу…». Впрочем, по мнению эксперта, зарплаты в строительном бизнесе и так чрезмерно раздуты: «В последние три года оклады в девелоперских компаниях росли стремительно, главным образом — за счет переманивания хороших специалистов конкурентами».
Сказка и быль о кредитах
Положение застройщика в период кризиса зависит в первую очередь от количества и «качества» долгов. Если над компанией не висит дамоклов меч дефолта, она имеет все шансы пережить тяжелые времена с минимальными потерями. Поэтому, кстати, зима принесла участникам рынка некоторое облегчение. Ведь в конце прошлого года многим нужно было оплачивать кредиты или вносить очередные платежи, ну а сегодня до «ссудного дня» пока далеко…
«Когда кредитная нагрузка составляет 95% от активов компании, естественно, у нее будут очень серьезные проблемы», — рассуждает В. Яхонтов. Ведь, набирая кредиты, застройщики рассчитывали на регулярное рефинансирование, что позволяло быстро наращивать объемы строительства, браться за все новые проекты и в результате получать высокую прибыль. Однако это финансовая стратегия растущего рынка — в условиях кризиса она не работает. Сегодня банки практически не выдают строителям кредиты и не рефинансируют имеющиеся. Шансы на ссуду имеют лишь проекты с проработанной документацией, высоким уровнем готовности и хорошими перспективами окупаемости. Но даже для идеальных заемщиков процентная ставка выросла в несколько раз ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте