Маленькая уютная страна Черногория, примостившаяся, словно ласточкино гнездо на Адриатическом побережье как раз напротив Италии, по-своему переживает мировой кризис. Главная статья ее дохода – туризм – значительно подсела под его напором в других, больших и более богатых странах. В этом году поток желающих отдохнуть в Черногории несколько снизился, хотя совсем ручеек не обмелел за счет того, что состоятельные россияне, ездившие раньше в Италию и Францию, ощутив удар по кошельку, сменили их на более демократичный отдых именно в Черногории.
В начале этого курортного сезона на пляжах страны Зета (древнее ее название) наблюдалось пугающее отсутствие желающих погреться под адриатическим солнцем. Например, еще и в конце июня — начале июля почти на всех пляжах самого красивого городка Бока-Которской бухты Герцег Нови и его благолепных окрестностях лежальки (лежаки) и сунцебраны (зонтики) отдавались гостям просто бесплатно – лишь бы шли. Компенсировались эти потери хозяев за счет приятных для пляжников мелочей – прямо к столику возле лежака официанты подавали желающим (разумеется, уже не за так) пиво, кофе, мороженое и даже целый обед.
В этом году в пик сезона самый большой наплыв туристов наблюдался (впрочем, как всегда) в Будве и Герцег Нови. Россиян (сюда местное население засчитывает всех приехавших из стран СНГ), которых в Черногории всегда много, в этот раз в Герцег Нови оказалось больше всех. Русская речь превалировала на морском берегу, в ресторанах и кафе, на рынках и в магазинах. Именно это и стало отличительной особенностью нынешнего кризисного сезона в Черногории. Но даже нашествия россиян оказалось недостаточно: по мнению некоторых директоров престижных гостиниц, в этом сезоне не менее половины самодеятельных, так сказать, «предпринимателей» не смогли заполнить свои квадратные метры. Притом что цены, например, в Мелине, откуда открывается один из самых красивых видов на Боко-Которский залив Адриатического моря, упали почти вдвое. Хозяева «ловили» здесь гостей буквально за рукава.
По признаниям директоров больших гостиничных комплексов, которые конкурируют с частниками, то есть населением, которое традиционно сдает внаем свои квадратные метры, чтобы поднакопить еврожирок на зиму, именно эта «серая» экономика страны мешает развитию «высокой» туристической моды. Однако, по мнению Жарко Радуловича, директора отеля Splendid («Великолепный»), что размещается в прелестном местечке Бечичи, клиенты стали теперь намного разборчивее – «за каморки и ванные на этаже платить уже никто не хочет», несмотря на кризис. (Хотя, как говорится, на всякий товар есть свой покупатель.) Из-за кризиса в этом году почти все большие отели Черногории оказались «в пролете». Например, даже по официально озвученным цифрам руководством одного из самых престижных отелей Queen of Montenegro, в этом сезоне гостиница была заполнена на десять процентов меньше обычного.
Кроме международного кризиса, который подпортил ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте