Торговая недвижимость города-миллионника Челябинска только начинает набирать обороты. Интерес со стороны федеральных арендаторов заставляет местных девелоперов использовать новые концепции торговых объектов, оставляя «за бортом современности» устаревшие полурыночные форматы. Путем проб и ошибок рынок приобретает цивилизованный облик. С 1999 года в Челябинске наблюдается значительный рост товарооборота. По данным компании Astera (которая ведет в Челябинске такие проекты, как «Кольцо» и «Фиеста»), за 10 месяцев 2007 года данный показатель достиг отметки в 202,6 млрд руб. (причем розничный оборот на 80% формируется организациями, и только 20% занимает доля продажи товаров на городских рынках). Этот фактор стимулирует развитие рынка торговой недвижимости города.
Незабытое старое
Рынок торговой недвижимости города находится в стадии развития, уровень заполняемости практически всех ТЦ составляет 95–96%. По словам старшего финансового аналитика компании Astera Ольги Земцовой, в среднесрочной перспективе о насыщении этого сегмента речи пока не идет. «Несмотря на наличие определенной конкуренции, остро стоит вопрос качества. В Челябинске, даже при учете некачественных торговых площадей, процент обеспеченности низкий. А если принимать в расчет только качественную торговую недвижимость, то можно говорить о 193 кв. м на тысячу человек», – считает эксперт.
В городе сохраняется множество комплексов старого формата, в которых небольшие отделы и салоны практически не объединены общей идеей или товарной группой. В большинстве челябинских ТЦ арендаторы подбираются стихийно. По прогнозам специалистов, лишь через 3–4 года на рынке появится достаточное количество торговых и торгово-развлекательных объектов с детально проработанными архитектурной и арендной концепциями. Помимо названных факторов, в понятие «качественный комплекс» эксперты включают наличие большого ассортимента товаров, кондиционирования, просторных и освещенных коридоров, хорошего напольного покрытия, уборных и мест общепита, детской комнаты, а также достаточного количества вертикальных коммуникаций. По мнению директора по маркетингу управляющей компании «Сити-Парк» (ТРК «Горки») Алексея Прокошина, существующие челябинские ТРК не имеют четкого ценового позиционирования. Однако эксперты уверены, что «размытость» в данном вопросе уйдет в прошлое при появлении в непосредственной близости друг от друга новых торговых точек. В этом случае основным преимуществом станет выбор целевой аудитории. По мнению специалиста, конкуренция между комплексами обострится, если их будут разделять 15 минут езды на общественном транспорте.
Федеральный «наезд»
Новые торговые и торгово-развлекательные объекты возводятся в Челябинске постоянно. В прошлом году введены в эксплуатацию вторая и третья очереди ТРК «Фокус», открыт ТЦ «Сити-Радуга», а также реализован еще ряд проектов. К слову, премию CRE Federal Awards 2008 в номинации «Малый торговый центр» получил именно комплекс «Сити-Радуга». В начале мая текущего года начал работу ТРК «КУБа» (50 тыс. кв. м), во второй половине года планируется ввод первой очереди центра целевой покупки «Квартал» (16 тыс. кв. м), а также открытие в ноябре первой очереди ТРЦ «Фиеста» (43 тыс. кв. м). Вторая очередь центра намечена к вводу в эксплуатацию в 2009-м, в ее рамках начнут функционировать гипермаркет DIY и большая развлекательная зона. В следующем году планируется открытие ТРЦ «Родник» – самого большого на данный момент объекта размером 140 тыс. кв. м, а также завершение ряда других проектов.
Тем не менее в Челябинске сохраняется дефицит качественных площадей этого сегмента, что особенно заметно на фоне возрастающего интереса к ним со стороны федеральных торговых сетей. На рынке уже присутствует большинство продуктовых ритейлеров: «Перекресток», «Карусель», «НАШ гипермаркет», «Пятерочка», «ДИКСИ», «Патерсон» и т. д. В 2007 году открылся немецкий METRO Cash & Carry. А челябинский рынок бытовой техники и электроники представлен практически всеми федеральными компаниями ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте