Благодаря весьма активной деятельности крупнейших девелоперов на рынке торговой недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга, эти две столицы становятся все менее привлекательными для инвестиций. Сказывается достаточно высокий уровень конкуренции, а также нехватка свободных площадей под застройку. В результате, доходность торговых центров постепенно снижается, в то время как сроки окупаемости уже реализованных проектов неуклонно растут. Именно поэтому многие московские и питерские девелоперы активно двинулись в регионы.
Так, согласно аналитике компании BusinessVision, в 2007 году объем рынка торговой недвижимости в России составил порядка 110 млрд. долл. или 24,4 млн. кв. м. На долю Москвы и Санкт-Петербурга пришлось порядка 67%. В этих мегаполисах объем рынка торговых центров составляет 62 млрд. долл. (13,7 млн. кв.м.) и 12 млрд. долл. (2,6 млн. кв.м.) соответственно. В других городах - даже в таких крупных, как Ростов-на-Дону, Тюмень, Саратов, Волгоград и Уфа - объем рынка, по экспертным оценкам, не превышает 1-1,5 млрд. долл. или 200-350 тыс. кв. м. При этом за прошедший год средний доход в России увеличился на 13-15% и сейчас составляет порядка 478 долларов. Большая часть дохода - от 56% в Тюмени до 91% в Краснодаре – тратится на всевозможные покупки. Таким образом предстоящий бум развития торговой недвижимости стоит ожидать именно в регионах. Что интересно, в какой-то степени в городах-миллиониках и пятисоттысячниках он уже наблюдается очень явно, в то время как в городах третьей очереди только начинается.
Например, в настоящее время в Липецке наблюдается недостаток современных торговых и офисных помещений. В большей степени торговые объекты города представлены магазинами советских времен и переоборудованными нежилыми помещениями. Также активно развивается формат street-ритейла, объем которого продолжает расти за счет перевода жилых помещений на первых этажах в нежилой фонд и последующей их реконструкцией под коммерческую недвижимость.
Не меньший недостаток наблюдается и в таком некогда непривлекательном для девелоперов городе как Брянск. Как отмечает вице-президент компании ADG group Григорий Печерский, – «В городе наблюдается острый дефицит качественных торговых площадей. Когда девелоперы приступили к освоению городов-полумиллионников, Брянск оказался в стороне от основной активности. Вместе с тем, регион представляет интерес для инвесторов. На сегодняшний день в Брянске сложился благоприятный инвестиционный климат. Местные власти выражают готовность к поддержке девелоперов. Интенсивными темпами развивается инфраструктура города ведется строительство новых микрорайонов, спортивных объектов, благоустраиваются территории и места общественного отдыха, ремонтируются дороги и обновляются инженерные коммуникации».
В данном контексте не менее интересны последние региональные планы Группы компаний «СУ-155», которая построит на территории Большой Ивановской мануфактуры торгово-деловой центр. Площадь первой очереди застройки составит 50 тыс. кв.м. Работы по реконструкции Большой Ивановской мануфактуры планируется осуществить в две очереди. Первая очередь подразумевает реконструкцию уже имеющихся зданий, вторая – возведение новых. Общая территория застройки составит 8 Га. За основу концепции первой очереди строительства взято разделение территории комплекса на две независимые зоны: бизнес (офисно-гостиничный центр) и торговую (торговый центр). Торговый центр площадью 25 тыс. кв.м станет первым в Иваново местом проведения досуга, предлагающим посетителям полный спектр услуг. На его территории расположатся: каток, кинотеатр, кафе и рестораны; продуктовый супермаркет, магазины косметики, парфюмерии, одежды, обуви, аксессуаров и украшений. Кроме того, только здесь будет организована так называемая "Лаборатория моды" - единая площадка, которая позволит представить все многообразие fashion-индустрии России. Здесь разместятся бутики известных российских дизайнеров и ивановских фабрик.
В свою очередь, компания ADG group приступает к освоению участка площадью 53 га в г. Кемерово, на месте бывшего завода «Химволокно», который прекратил свое существование в середине 2007 года в виду нерентабельности производства. Данную территорию планируется использовать для строительства торгово-развлекательного комплекса, офисов, гостиницы и жилья. Все эти вышеперечисленные примеры напрямую свидетельствуют о том, что основной тенденцией торговой недвижимости в ближайшие годы cтанет дальнейшее движение в регионы, причем в города с населением от 100 до 500 тысяч человек.
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте