Жил себе человек, работал, нормально общался с людьми и вдруг его под старость лет словно переклинивает. Он начинает подозрительно относиться к близким. Порой ходит по двору и жалуется, что дома его бьют и всячески притесняют. Нередко пишет жалобы на родственников и соседей во всевозможные инстанции. Но страшнее для него самого и для родственников, когда такой человек владеет недвижимостью.
Однажды, во время обострения бредового состояния, которое, кстати, не всегда видно окружающим, он берет и продает свою квартиру. Чтоб родственникам-«обидчикам» не досталась. Потом, со временем, приходит в себя и идет в суд, чтобы оспорить сделку. И, как правило, пожилому человеку это удается. Ведь не оставит же наш самый гуманный суд в мире больного старика на улице без жилья.
О том, как не попасть на такого продавца и как себя обезопасить при покупке недвижимости, рассказывает судебно-психиатрический эксперт, кандидат медицинских наук Константин Лапин:
- Бред - это одно из самых коварных явлений, с которым приходится сталкиваться нотариусам, риэлторам, юристам. У людей в почтенном возрасте иногда возникают психические расстройства, не бросающиеся в глаза, но ведущие к серьезным имущественным потерям.
Я видел женщину, у которой в пожилом возрасте появилась убежденность, что близкие родственники причиняют ей вред. Всю жизнь она была нормальной. Работала криминалистом, была замужем, вырастила сына и дочь. А в старости стала скандалить, писать жалобы в полицию и прокуратуру на зятя, дочь, внучку, с которыми проживала в одной квартире и владела ½ долей собственности. Родственники устали оправдываться, и обратились к психиатру.
Бабушку положили в психиатрическую больницу. Находясь там, она жаловалась на кажущиеся ей издевательства со стороны медиков. Жаловалась сыну, сын жил отдельно, не поверил родственникам, что мать заболела, забрал ее из больницы и предложил пожить с ним в его квартире. Бабушка не долечилась. Вскоре и сын убедился в болезненном состоянии матери. Она вызывала полицию, обвиняла его в воровстве.
Сама бабушка думала о том, что лучше жить одной. Кто-то посоветовал ей обменять свою ½ долю квартиры на отдельное жильё. И она попала в лапы аферистов. Ей предложили оформить договор ренты, пообещав взамен поселить в отдельную квартиру. Она согласилась. Оформила договор пожизненной ренты. Замечу, что нотариус не усмотрел в ее поступке странности, ведь она была активной, следила за внешностью, четко ответила на все вопросы.
После того, как договор ренты был оформлен, «кукловоды» привезли ее в какую-то квартиру и предложили выбрать одну из комнат. Квартира ей не понравилась, потому что была темная и грязная. Кроме того, в другой комнате жил чужой человек. Она позвонила в «центр ренты» и отказалась от договора. Устно. Не поняв, что просто так договор расторгнуть невозможно.
Принадлежавшая ей половина квартиры перешла в собственность рентоплательщика, чужого человека. При подписании договора бабушка находилась в таком состоянии, что не понимала сути договора пожизненной ренты и имущественных последствий. Ведь она психически больна. Это веская причина для признания сделки недействительной.
Поэтому внучка обратилась в суд и ко мне, чтобы это доказать. Я приехал к бабушке, обстоятельно побеседовал с ней, и написал для суда своё мнение. Проведённое мною психиатрическое освидетельствование послужило основанием для решения суда о назначении судебно-психиатрической экспертизы для того, чтобы отменить договор ренты. Я знал, что экспертиза должна подтвердить мое мнение.
Спустя какое-то время я позвонил внучке и поинтересовался, как решился их вопрос. Ответ не обрадовал. Оказалось, что бабушка не поехала на экспертизу, услышав, что там будут врачи-психиатры. Она невзлюбила психиатров с тех пор, как ей пришлось полечиться в психиатрической больнице. Отказалась ехать на экспертизу категорически. С ещё большим напором она стала обвинять родственников в причинении ущерба и вреда. Продолжает писать жалобы в правоохранительные органы. А уставшие родственники решили оставить все как есть. То есть половина квартиры, ранее принадлежавшая бабушке, до сих пор остаётся в собственности «рентоплательщика». Ведь по договору ренты собственность на недвижимость сразу переходит к тому, кто обязуется выплачивать прописанные платежи на содержание рентополучателя.
У читателя может возникнуть вопрос: если бабушка так не любит психиатров, почему она согласилась на беседу со мной? В ответе кроется глубокий смысл. У больных бредом парадоксальное мышление. У таких людей страдает критический компонент мышления, способность анализировать.
С одной стороны они всех близких подозревают и даже убеждены, что те вредят. С другой же стороны они хватаются, как утопающий за соломинку, за любые обещания помощи пусть даже от посторонних, незнакомых людей, но которые разделяют их взгляд на вещи и события. Пообещал кто-то помощь, и они сразу верят, не подвергая малейшему сомнению. При этом память, речь, словарный запас остаются в норме.
Больной бредом может быть аккуратно одет, быстро отвечать на вопросы, писать большие тексты. И совершать нелепые поступки, невыгодные сделки с недвижимостью. Не имея специального психиатрического опыта, нотариус может не разглядеть болезнь и оформить такую сделку.
Когда перед встречей внучка сказала мне, что бабушка терпеть не может психиатров, я ответил: «Хорошо! Я представлюсь не психиатром, а судебно-психиатрическим экспертом, которого пригласил юрист, чтобы разобраться в ее сложной ситуации и помочь отказаться от договора пожизненной ренты, подписанного ею под чарами аферистов».
Я соглашался с высказываниями бабушки, выражал ей своё сочувствие, вселял в неё надежду на то, что мы выведем мошенников на чистую воду! И она мне поверила. Когда я попросил ее заполнить рукописно форму заявления о согласии на освидетельствование, она охотно и быстро справилась, не обратив внимание на первую фразу: «Врачу-психиатру, судебно-психиатрическому эксперту».
История с этой бабушкой пока не закончилась. Новые владельцы собственности вправе будут продать имущество только тогда, когда ее не станет, ведь рента пожизненная. Надеюсь, что родственники добьются посмертной экспертизы, и по медицинским документам, среди которых будет и мое психиатрическое освидетельствование, суд признает договор ренты недействительным.
Во избежание подобных случаев, посмотрите мой психометр (www.освидетель.рф). Он поможет лучше понять личность и мотивы человека. Кроме того, если продавец пожилой человек, то обязательно на сделку вызывайте психиатра-эксперта для его освидетельствования.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте