Одни аналитики оценивают рынок российского франчайзинга в 2 миллиарда долларов, другие - в 5 миллиардов, но точных цифр не знает никто, потому что в российском законодательстве понятия франчайзинг не существует, хотя на самом деле он есть и неплохо себя чувствует, если верить главному менеджеру Российской ассоциации франчайзинга Валерию Перкову, который отвечал на вопросы нашего корреспондента.

- Как можно охарактеризовать уровень развития франчайзинга в России?

-Мы недавно начали развивать бизнес вообще и франчайзинг в частности, поэтому у нас еще очень молодой, можно сказать, начинающий франчайзинг. Но развивается он довольно-таки быстро, хотя в Китае франчайзинг развивается значительно быстрее. Там много больше франшиз - как иностранных, так и национальных. Многие китайские компании даже уже стремятся выйти на российский рынок. Наши компании пока не могут похвастаться активной внешней экспансией, но на внутреннем рынке у них довольно крепкие позиции.

- Что препятствует и что способствует развитию франчайзинга в нашей стране?

- За долгие годы социализма у нас притупилось чувство собственности. В капиталистических странах у людей с детства воспитывается стремление к тому, чтобы завести собственное дело, сделать его прибыльным и передать детям. В нашем обществе пока такого психологического настроя не наблюдается. Возможно, прошло слишком мало времени, может, играет роль то, что бизнес можно не создавать с нуля, а приватизировать то, что осталось от социализма. Так или иначе, но наши люди в большинстве своем предпочитают получать, а не зарабатывать.

К тому же у нас еще не сложился так называемый средний класс, а ведь франчайзинг связан с определенными финансовыми затратами и с определенными знаниями в области бизнеса. Помните у Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях": "Не учите меня жить, лучше помогите материально". Вот так у нас рассуждают многие предприниматели. Франчайзинг связан с определенной стандартизацией: в области ведения бизнеса, в области технологий. Франчайзер (компания, которая передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы) требует, чтобы франчайзи (покупатель франшизы) обязательно выполнял все его инструкции и делал все так, как делает он сам. У нас же франчайзи в первую очередь начинает думать, что учитель ошибается и можно сделать лучше. Если в США предприниматели с открытым ртом слушают преподавателей, инструкторов и потом в точности выполняют их рекомендации, то у нас люди норовят забежать вперед и думают, как бы это все переделать на свой лад, а не о том, как правильно соблюдать стандарты.

Это серьезное психологическое препятствие на пути развития франчайзинга.

И тем не менее франчайзинг в России имеет огромные перспективы, потому что у нас в стране имеются колоссальные возможности и она нуждается в развитом, эффективном бизнесе как в области торговли и сферы услуг, так и в производстве.

Я уже девять лет работаю в ассоциации и вижу, что все больше людей интересуется приобретением франшиз, старается понять, в чем плюсы и минусы франчайзинга. Если, скажем, несколько лет назад далеко не каждый предприниматель знал, что это такое, то сейчас они уже все знают и решают, как к этому подступиться.

- Как кризис сказался на рынке франчайзинга?

- Кризис, конечно, оставил свой след, но при этом хочу отметить, что почти все компании, работающие на условиях франчайзинга, продолжают свою деятельность. Да, где-то есть снижение продаж и доходов, но самое неприятное уже позади. Больше всего пострадали франчайзеры-риелторы, а также другие компании, которые были теснейшим образом связаны с банковскими кредитами. Те же компании, что были в меньшей степени связаны с банками, устояли и благополучно работают. Где-то в конце прошлого года продажи упали процентов на 10, но в этом году доходы уже повысились и в некоторых случаях даже превзошли прошлогодние уровни. Правда, далеко не везде. Скорость продажи франчайзинга в целом все-таки снизилась, если компания планировала продать 15-20 франшиз за год, то продаст 10-15.

- Устраивает ли вас существующее законодательство участников рынка, или нужно что-то менять?

- Лишь немногие участники рынка считают, что ничего не нужно менять и пусть будет все так, как есть. Большинство же полагают, что законодательство нужно менять, и менять полностью. Наша деятельность сейчас регулируется главой 54 Гражданского кодекса, которая регламентирует, что можно и что нельзя делать франчайзерам и франчайзи. В большинстве стран такого нет, зато там есть требование раскрытия информации, там франчайзер сообщает всю информацию о франшизе, для того чтобы франчайзи смог аргументированно принять решение о ее покупке. Такой подход, конечно, лучше того, что есть в нашем законодательстве. В главе 54-й много таких вещей, которые тормозят развитие франчайзинга. Это прежде всего регистрация договоров коммерческой концессии. Зачем это нужно, никто не может объяснить. Большинство компаний относятся к этому как к пустой формальности. Помощи Роспатента тоже нет, как показывает судебная практика. У одной компании - франчайзера, была тяжба с франчайзи, и ей требовалась помощь Роспатента, но она не была оказана, и только Высший арбитражный суд смог восстановить справедливость.

Так вот законодатели, на наш взгляд, должны всерьез заняться тем, чтобы в законе были четко прописаны требования прозрачности информации о франшизе и о франчайзере. Все-таки франшиза - это товар, и по Закону "О защите прав потребителей" любой продавец обязан предоставлять всю информацию о товаре, с тем чтобы покупатель сознательно приобретал тот или иной товар.

- Каковы перспективы развития франчайзинга в России?

- Если мы все-таки добьемся того, что будет принято другое законодательство, то мы уже сможем и анализировать, и контролировать, и даже влиять на развитие франчайзинга в большей степени, нежели сейчас. Сейчас же большинство компаний-франчайзеров, по сути дела, ушли в подполье, то есть они не называют договор продажи своего продукта договором франчайзинга, потому что даже такого понятия в нашем законодательстве еще нет, но они не называют договор договором коммерческой концессии, как это названо в главе 54 Гражданского кодекса. Они просто уходят от этой ненужной регистрации, и их можно понять.

Изменение законодательства в лучшую сторону позволит нам сделать существенный количественный и качественный скачок. Догонять и перегонять Америку мы, конечно, не будем, но прогнозы весьма оптимистичны.

- В каких отраслях франчайзинг получил наибольшее развитие?

- У нас процентное соотношение примерно такое же, как в США и в других развитых странах. Больше всего франчайзинг получил развитие в розничной торговле - это порядка 40 процентов рынка. 20 с небольшим процентов - это сфера питания. На третьем месте сфера услуг, в том числе торговля недвижимостью и консалтинг. И на последнем месте, увы, сфера производства. Хотя именно в этой сфере спрос на франшизы весьма велик. Люди приобрели какие-то производственные помещения или производственные мощности и хотят выпускать продукцию, но соответствующих франшиз на рынке пока очень мало.

- Какова доля российских и зарубежных участников рынка?

- Лет шесть назад 75 процентов рынка занимали иностранные компании. Сейчас на рынке установился паритет, ну, может быть, чуть больше зарубежных компаний.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
ЖК TATE

Доля пентхаусов в объеме предложения проектов премиум- и бизнес-классов Москвы не превышает 2%

По данным экспертов ГК «КОРТРОС», в открытой продаже в старых границах столицы сейчас представлено 95 пентхаусов в проектах премиум-класса и только 7 — в жилых комплексах бизнес-сегмента.
00
МТС логотип

МТС внедрила умные технологии для 25 застройщиков в 30 жилых комплексах России

В 2025 году к проекту «Цифровая недвижимость» присоединятся еще более 50 жилых комплексов, в том числе ЖК «Шагал» и Voxhall в Москве, «Зелёная река» в Омске и «Счастье в Кольцово» в Новосибирске.
00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

В 1,5 раза выросла базовая арендная ставка в складском сегменте в Московском регионе в 2024 году

По итогам IV кв. 2024 г. базовая средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды на готовые складские помещения классов А и B Московского региона составила рекордные 12 560 руб/квм/год.
00
Тайнинская ул., з/у 11 (Тайнинская ул., влд. 11) СВАО, Лосиноостровский, рендер проекта

На северо-востоке Москвы возводят более 10 новостроек на месте сноса старых домов по программе реновации

В шести районах Северо-Восточного административного округа возводят 13 новостроек для программы реновации на месте сноса старых домов.
00
ул. Ереванская, д. 6, корп. 2. Москва, ЮАО, Царицыно

В январе московским Росреестром оформлены 19 домов по программе реновации

Наибольшее число домов пришлось на ЮАО, где за месяц поставлено на кадастровый учет 5 многоквартирных домов. В САО и ВАО появилось по 3 новостройки.
10
Фестивальная ул., д. 15, к. 2. Москва, САО, Левобережный

Более 600 москвичей приступили к осмотру квартир по программе реновации в новостройке в Левобережном районе

В январе 2025 года жителей четырех расселяемых корпусов на Ленинградском шоссе начали принимать в Центре информирования по переселению по адресу: улица Пулковская, дом 3.
00
Вид с улицы - витрина магазина

Какие принципы сценографии можно использовать в оформлении витрин?

Оформление витрин магазинов давно вышло за рамки стандартного размещения товаров на полках. Современные бренды активно используют художественные и театральные приемы, чтобы привлечь внимание покупателей.
00
Улица Милашенкова, дом 7, корпус 2. Москва, СВАО, Бутырский

В Бутырском районе около 380 москвичей приступили к осмотру квартир в доме по программе реновации

В конце января 2025 года для жителей дома 8 на улице Фонвизина и дома 25 на улице Добролюбова в новостройке по адресу: улица Милашенкова, дом 7, корпус 2 открылся Центр информирования по переселению.
00
Ставропольская ул., д. 1. Москва, ЮВАО, Люблино

Жители дома на Ставропольской улице заключили первые договоры на квартиры по программе реновации

Переселение по программе реновации в дом 1 на улице Ставропольской началось в декабре 2024 года, первые договоры на квартиры в новостройке были заключены уже в январе 2025-го.
10
Улица Госпитальный Вал, земельный участок 5/10 (влд. 5, к. 10) реновация, графика

На улице Госпитальный Вал началось строительство дома по программе реновации

Новостройку возводят по адресу: улица Госпитальный Вал, земельный участок 5/10. Ее общая площадь составит более 19 тысяч квадратных метров.
00
Кедрова ул., д. 16, к. 3. Москва, ЮЗАО, Академический

В новостройке на улице Кедрова более 370 москвичей получили квартиры по программе реновации

Больше половины москвичей, переселяющихся в новостройку на улице Кедрова, заключили договоры на квартиры по программе реновации.
00
МГУ - Кампус на Моховой

Кампус МГУ на Моховой отремонтируют с сохранением учебного процесса

В 2024 г. МГУ была проведена работа по получению дополнительных средств на капремонт объектов имущественного комплекса, по итогам которой на бюджетный цикл 2025 – 2027 гг. выделено еще 11,1 млрд. рублей
00
Чугунов Владимир Алексеевич. И. о. начальника Управления контроля за объектами недвижимости по Юго-Западному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

На вебинаре в Москве разъяснят требования к использованию городских нежилых помещений

Госинспекция по недвижимости проведет вебинар «Эксплуатация объектов нежилого фонда без нарушений». Онлайн-встреча состоится 11 февраля в 16:00.
00
Ricci Жилая недвижимость, логотип

Кипр завершает подготовку к присоединению к Шенгенской зоне Европы

В прошлом году Кипр занял 12-е место в рейтинге лучших стран для инвестирования. Аналитики утверждают, что в 2025 году стоит ожидать дальнейшего повышения стоимости недвижимости на Кипре.
Или войти с помощью: