24.12.2022
Ликбез по недвижимости
23.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Тенденции рынка, аналитика

Одни аналитики оценивают рынок российского франчайзинга в 2 миллиарда долларов, другие - в 5 миллиардов, но точных цифр не знает никто, потому что в российском законодательстве понятия франчайзинг не существует, хотя на самом деле он есть и неплохо себя чувствует, если верить главному менеджеру Российской ассоциации франчайзинга Валерию Перкову, который отвечал на вопросы нашего корреспондента.

- Как можно охарактеризовать уровень развития франчайзинга в России?

-Мы недавно начали развивать бизнес вообще и франчайзинг в частности, поэтому у нас еще очень молодой, можно сказать, начинающий франчайзинг. Но развивается он довольно-таки быстро, хотя в Китае франчайзинг развивается значительно быстрее. Там много больше франшиз - как иностранных, так и национальных. Многие китайские компании даже уже стремятся выйти на российский рынок. Наши компании пока не могут похвастаться активной внешней экспансией, но на внутреннем рынке у них довольно крепкие позиции.

- Что препятствует и что способствует развитию франчайзинга в нашей стране?

- За долгие годы социализма у нас притупилось чувство собственности. В капиталистических странах у людей с детства воспитывается стремление к тому, чтобы завести собственное дело, сделать его прибыльным и передать детям. В нашем обществе пока такого психологического настроя не наблюдается. Возможно, прошло слишком мало времени, может, играет роль то, что бизнес можно не создавать с нуля, а приватизировать то, что осталось от социализма. Так или иначе, но наши люди в большинстве своем предпочитают получать, а не зарабатывать.

К тому же у нас еще не сложился так называемый средний класс, а ведь франчайзинг связан с определенными финансовыми затратами и с определенными знаниями в области бизнеса. Помните у Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях": "Не учите меня жить, лучше помогите материально". Вот так у нас рассуждают многие предприниматели. Франчайзинг связан с определенной стандартизацией: в области ведения бизнеса, в области технологий. Франчайзер (компания, которая передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы) требует, чтобы франчайзи (покупатель франшизы) обязательно выполнял все его инструкции и делал все так, как делает он сам. У нас же франчайзи в первую очередь начинает думать, что учитель ошибается и можно сделать лучше. Если в США предприниматели с открытым ртом слушают преподавателей, инструкторов и потом в точности выполняют их рекомендации, то у нас люди норовят забежать вперед и думают, как бы это все переделать на свой лад, а не о том, как правильно соблюдать стандарты.

Это серьезное психологическое препятствие на пути развития франчайзинга.

И тем не менее франчайзинг в России имеет огромные перспективы, потому что у нас в стране имеются колоссальные возможности и она нуждается в развитом, эффективном бизнесе как в области торговли и сферы услуг, так и в производстве.

Я уже девять лет работаю в ассоциации и вижу, что все больше людей интересуется приобретением франшиз, старается понять, в чем плюсы и минусы франчайзинга. Если, скажем, несколько лет назад далеко не каждый предприниматель знал, что это такое, то сейчас они уже все знают и решают, как к этому подступиться.

- Как кризис сказался на рынке франчайзинга?

- Кризис, конечно, оставил свой след, но при этом хочу отметить, что почти все компании, работающие на условиях франчайзинга, продолжают свою деятельность. Да, где-то есть снижение продаж и доходов, но самое неприятное уже позади. Больше всего пострадали франчайзеры-риелторы, а также другие компании, которые были теснейшим образом связаны с банковскими кредитами. Те же компании, что были в меньшей степени связаны с банками, устояли и благополучно работают. Где-то в конце прошлого года продажи упали процентов на 10, но в этом году доходы уже повысились и в некоторых случаях даже превзошли прошлогодние уровни. Правда, далеко не везде. Скорость продажи франчайзинга в целом все-таки снизилась, если компания планировала продать 15-20 франшиз за год, то продаст 10-15.

- Устраивает ли вас существующее законодательство участников рынка, или нужно что-то менять?

- Лишь немногие участники рынка считают, что ничего не нужно менять и пусть будет все так, как есть. Большинство же полагают, что законодательство нужно менять, и менять полностью. Наша деятельность сейчас регулируется главой 54 Гражданского кодекса, которая регламентирует, что можно и что нельзя делать франчайзерам и франчайзи. В большинстве стран такого нет, зато там есть требование раскрытия информации, там франчайзер сообщает всю информацию о франшизе, для того чтобы франчайзи смог аргументированно принять решение о ее покупке. Такой подход, конечно, лучше того, что есть в нашем законодательстве. В главе 54-й много таких вещей, которые тормозят развитие франчайзинга. Это прежде всего регистрация договоров коммерческой концессии. Зачем это нужно, никто не может объяснить. Большинство компаний относятся к этому как к пустой формальности. Помощи Роспатента тоже нет, как показывает судебная практика. У одной компании - франчайзера, была тяжба с франчайзи, и ей требовалась помощь Роспатента, но она не была оказана, и только Высший арбитражный суд смог восстановить справедливость.

Так вот законодатели, на наш взгляд, должны всерьез заняться тем, чтобы в законе были четко прописаны требования прозрачности информации о франшизе и о франчайзере. Все-таки франшиза - это товар, и по Закону "О защите прав потребителей" любой продавец обязан предоставлять всю информацию о товаре, с тем чтобы покупатель сознательно приобретал тот или иной товар.

- Каковы перспективы развития франчайзинга в России?

- Если мы все-таки добьемся того, что будет принято другое законодательство, то мы уже сможем и анализировать, и контролировать, и даже влиять на развитие франчайзинга в большей степени, нежели сейчас. Сейчас же большинство компаний-франчайзеров, по сути дела, ушли в подполье, то есть они не называют договор продажи своего продукта договором франчайзинга, потому что даже такого понятия в нашем законодательстве еще нет, но они не называют договор договором коммерческой концессии, как это названо в главе 54 Гражданского кодекса. Они просто уходят от этой ненужной регистрации, и их можно понять.

Изменение законодательства в лучшую сторону позволит нам сделать существенный количественный и качественный скачок. Догонять и перегонять Америку мы, конечно, не будем, но прогнозы весьма оптимистичны.

- В каких отраслях франчайзинг получил наибольшее развитие?

- У нас процентное соотношение примерно такое же, как в США и в других развитых странах. Больше всего франчайзинг получил развитие в розничной торговле - это порядка 40 процентов рынка. 20 с небольшим процентов - это сфера питания. На третьем месте сфера услуг, в том числе торговля недвижимостью и консалтинг. И на последнем месте, увы, сфера производства. Хотя именно в этой сфере спрос на франшизы весьма велик. Люди приобрели какие-то производственные помещения или производственные мощности и хотят выпускать продукцию, но соответствующих франшиз на рынке пока очень мало.

- Какова доля российских и зарубежных участников рынка?

- Лет шесть назад 75 процентов рынка занимали иностранные компании. Сейчас на рынке установился паритет, ну, может быть, чуть больше зарубежных компаний.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

13
Росреестр

Основные и дополнительные сведения в ЕГРН

В Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости, о правах и сделках, в числе которых и сведения о правообладателях.
21
ЖК «СОЮЗ»

В декабре в жилом спортивно-оздоровительном кластере «СОЮЗ» выполнили испытания 60 фундаментных свай и вывезли более 450 м3 снега из котлована

Строительные работы в жилом спортивно-оздоровительном кластере юности и здоровья в Ростокино ведутся по графику. На объекте завершены работы нулевого цикла.
03
ЖК The LAKE

ГК ФСК инвестирует в московский проект бизнес-класса

ГК ФСК презентовала новый жилой дом бизнес-класса — The Lake, который будет возведен на северо-востоке Москвы, на ул. Снежная, в пешей доступности от станций метро «Ботанический сад» и «Свиблово».
00
Росреестр

Правообладателям земельных участков на заметку

Государство установило в отношении земельных ресурсов охранные меры. Однако о своих обязанностях знают далеко не все собственники и иногда даже не догадываются, что нарушают закон.
00
В премиальном комплексе SLAVA

В премиальном комплексе SLAVA завершен монтаж лифтового оборудования

Финский концерн KONE полностью выполнил свои обязательства поставщика. Всего в жилом комплексе SLAVA установлено 18 лифтов. Кабины рассчитаны на подъем до 1000 кг со скоростью 1,6 м/с.
01
Департамент городского имущества города Москвы - новый логотип

Жители первого дома, построенного по программе комплексного развития территорий, получили ключи от квартир

В столице в рамках проекта реорганизации бывшей промзоны «Октябрьское поле» построен первый объект – 25-этажный жилой дом на 312 квартир. Девелопер - «РГ-Девелопмент».
00
Алюминиевая Ассоциация логотип

В Алюминиевой Ассоциации спроектируют мосты для Узбекистана

Об этом договорились во время ВКС-встречи представители Алюминиевой Ассоциации и AKFA Group - крупнейшего производителя и экспортера алюминиевого профиля на рынке Узбекистана.
00
ФАУ «ФЦС», логотип

О нормативной базе для развития малоэтажного домостроения в России рассказал директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин

На площадке V Международного форума «Малоэтажная Россия 2022» 19 декабря состоялся круглый стол, посвященный обсуждению регионального опыта строительства малоэтажных зданий.
00
Циан логотип

Итоги 2022 года на рынке аренды

Эксперты Циан.Аналитики подвели итоги 2022 года на рынке долгосрочной аренды и выяснили, в каких городах выгоднее аренда, а не ипотека, а также – как изменилась доходность рантье за последние три года. Тезисы.
00
Банк ДОМ.РФ, логотип

Банк ДОМ.РФ провёл первую сделку по покупке жилья в новостройке с оформлением e-закладной

Банк ДОМ.РФ провёл первую ипотечную сделку по покупке квартиры на этапе строительства с одновременным оформлением электронной закладной.
00
Судостроительная улица, владение 5

Два жилых корпуса по программе реновации введут в Нагатинском затоне в следующем году

В районе Нагатинский затон по адресу: Судостроительная улица, владение 5 в следующем году введут в эксплуатацию два жилых корпуса на 240 квартир для переселения по программе реновации.
00
ГК КОРТРОС лого

Спрос на региональные проекты более устойчив

Спрос на региональные проекты менее подвержен колебаниям рынка, в отличие от московских, такое мнение высказал главный финансовый директор ГК «КОРТРОС» Егор Косарев.
00
Комплекс Экономической политики и имущественно-земельных отношений правительства Москвы

Инвестора для реорганизации территории на Кусковской улице выберут на аукционе

В Москве объявлен аукцион на право заключения договора о комплексном развитии неэффективно используемой территории на Кусковской улице, владение 12 на востоке столицы.
00
Космический PlayHub от ПИК

Космический PlayHub от ПИК появится в Московском регионе

PlayHub «Космопорт» площадью 3 800 м² появится в жилом квартале «Ильинские луга» в 2023 году. «Космопорт» станет местом не только для игр, но где можно просто хорошо провести время в компании.
Или войти с помощью: