Из-за чужих ошибок при приватизации на улице могут оказаться вполне добропорядочные граждане.
Если вы купили квартиру на вторичном рынке, нет никакой гарантии, что завтра вас не попросят вон. Даже если жить вам больше негде и у вас — маленькие дети.
По данным столичного омбудсмена Александра Музыкантского, в последнее время участились случаи изъятия квартир у добросовестных приобретателей. В старинные годы эти квартиры приватизировали, через пару-тройку лет выяснялось, что приватизация осуществлена мошенническим образом — в итоге за ошибки неких чиновников, когда-то не заметивших подвоха в документах, расплачиваются сотни ни в чем не повинных людей.
...Четыре года мать несовершеннолетнего ребенка, купившая крохотную «однушку» на окраине Москвы, отстаивала жилплощадь в судах. Недавно она выиграла дело в Страсбурге и теперь решила бороться за права таких же пострадавших, как она.
Светлана Гладышева, разведенная женщина с маленьким ребенком, смогла решить жилищный вопрос в 2005 году. На крохотную «однушку» (36 кв. м вместе с балконом) на окраине Москвы деньги собирали всем миром: помогли родители, брат, друзья, пришлось влезть в долги...
— Квартиру мы покупали через агентство недвижимости, так что никаких подвохов не ждали. Познакомились с семьей прежнего владельца: приличные люди, грудной ребенок... Предыдущие сделки (а я — четвертый собственник квартиры) оформлены по всем правилам нашего законодательства. Мы получили свидетельство о собственности и спокойно заселились, — рассказывает Светлана.
Беззаботное существование длилось около трех лет — пока Гладышева не получила повестку в суд от Департамента жилищной политики (ДЖП) города. Чиновники подали иск о признании незаконной сделки по приватизации квартиры, состоявшейся за несколько лет до того, как Светлана ее купила. Как выяснилось, тогда квартиру приватизировали по утерянному паспорту, а потом несколько раз перепродали. В итоге из собственности города она уплыла незаконным путем. И вот теперь у Гладышевой из «незаконного владения» департамент собирался изъять квартиру в пользу города.
Любопытно, что «похитили» квартиру у города при непосредственном участии самого ДЖП — ведь его чиновники спокойно подписали сделку о приватизации и зарегистрировали ее в столичном Росреестре. Выражаясь юридическим языком, департамент выразил волю государства на отчуждение квартиры и передачу ее в собственность мошенников. А то, что он не изучил поданные на сделку документы и не исполнил свои служебные обязанности должным образом, Светлану волновать не должно. На этот случай в законодательстве есть такое понятие, как «виндикация».
— Собственник может истребовать свое имущество из незаконного владения, даже у добросовестного приобретателя, лишь в том случае, если это имущество выбыло из собственности первого без наличия его воли, — поясняет юрист аппарата уполномоченного по правам человека в Москве Татьяна Кочетова. — В данном случае департамент совершенно четко выразил свою волю на отчуждение, заключив с мошенниками сделку о приватизации. А значит, у него не было законных оснований предъявлять иск к добросовестному приобретателю, и тем более требовать выселять женщину с ребенком на улицу без предоставления другого жилья.
Казалось бы, законы на стороне Светы. И первое решение (от 25.07.2008 г.) Черемушкинский суд вынес в ее пользу, отказав в иске департаменту. К тому же чиновники покаялись перед молодой мамой и пообещали не оспаривать это решение суда. Но один из ведущих специалистов департамента настойчиво вымогал у Светланы взятку в размере 60 тыс. долларов за «положительное решение вопроса». Гладышева обратилась в правоохранительные органы. Итог: сотрудника ДЖП осудили на пять лет лишения свободы. Надо полагать, чиновники такой «подлости» от строптивой москвички не ожидали. Может быть, поэтому после того ...
Комментарии
(16)#Последние комментарии на сайте