Развитие московского офисного рынка можно смело назвать противоречивым. С одной стороны, по рыночным показателям рынок постепенно восстанавливается - ставки растут, объемы поглощаемых площадей и суммы сделок увеличиваются, вакантность помещений падает. С другой стороны, по прогнозам экспертов, объемы строительства снижаются, и эта тенденция будет сохраняться, тем более что в Москве запрещено строить офисы в центре города. Свое мнение о перспективах рынка "Ленте.Ру-Недвижимость" высказали его ведущие участники и аналитики.
О позитивном
По данным консалтинговой компании S.A.Ricci/King Sturge, в первом квартале объем арендованных и купленных качественных офисных площадей (объем поглощения) в Москве составил 170 тысяч квадратных метров. Это на 16 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди крупнейших сделок первых трех месяцев: покупка группой ВТБ 16 тысяч "квадратов" в одной из башен комплекса "Федерация" в "Москва-Сити", аренда рекламным агентством "М-Групп" 15 тысяч квадратных метров в бизнес-центре "Легенды Цветного" на Цветном бульваре и аренда 13,5 тысячи "квадратов" в офисном комплексе на Павелецкой набережной компанией "Гринатом" ("дочка" "Росатома").
Аналитики отмечают, что сейчас, как и в 2010 году, спрос на офисы класса А и В+ формируется банками и финансовыми структурами, сырьевыми и промышленными компаниями, российскими госкорпорациями и монополиями, а также крупными международными структурами. И интерес этот не ослабевает. Так, 70 тысяч квадратных метров хочет купить для себя "Ростелеком", "Транснефти" нужно 40 тысяч "квадратов". Нуждаются в покупке крупных офисных площадей Сбербанк, Райффайзенбанк, Россельхозбанк и Руснарбанк.
Безусловно, можно сказать, что речь идет об уникальных в своем роде сделках, которые в целом не оказывают существенного влияния на рынок. Между тем, аналитики компании "ИНКОМ-Недвижимость" утверждают, что меняется сама структура спроса. По их информации, сейчас 50 процентов от общего объема спроса в сегменте офисной недвижимости приходится на помещения площадью 250-400 квадратных метров, тогда как год назад наибольшей популярностью пользовались площади до 50 "квадратов". Теперь же доля сделок с маленькими помещениями составляет не более 20 процентов.
По мнению компании, рост средней площади арендуемых помещений связан с общим улучшением экономической ситуации в стране, что привело к укреплению позиций коммерческих структур. В период кризиса бизнесмены шли на все, чтобы снизить издержки. Одним из верных способов сокращения расходов был отказ от аренды больших офисов. С возвращением коммерческих структур к ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте