Глава компании «Русская Америка» Юрий Моша создал новый инвестиционный проект, работающий по принципу краудфандинга. Участники проекта смогут приобрести квартиру в престижном районе Майами, располагая небольшой суммой денег — до 10 тысяч долларов. Насколько это реально и в чем подвох — в интервью ниже.
Почему именно Майами? Что Майами может предложить жителям СНГ кроме красивых видов?
То, что Майами — это в первую очередь райский климат, даже не стоит обсуждать. В плане денежных вложений недвижимость в Майами наиболее выгодна, так как пока ни разу не упала в цене. После кризиса 2008 года стоимость квартир на побережье Флориды только поднимается.
Район Sunny Isles, где мы собираемся приобрести квартиру в совместную собственность, очень живописен. Это остров с пальмами и песчаными пляжами на океанском побережье. У каждого, кто хоть раз попадает на Sunny Isles, появляется мечта жить здесь.
И вы даете возможность такую мечту осуществить?
Совершенно верно. Мы говорим здесь о краудфандинге: несколько человек скидываются деньгами, чтобы вместе купить объект в собственность и потом использовать его по назначению.
Подсчеты простые. Квартира в престижном районе Майами стоит 150-160 тысяч долларов. В одиночку её купить непросто. Но если собрать 20 инвесторов, каждый из которых даст всего 8 тысяч долларов, мы получим эти 160 тысяч.
Далее мы делим год на 20 равных частей. Это 18-20 дней в год на каждого инвестора. То есть, вкладывая 8 тысяч, он получает 20 дней ежегодного проживания в Майами для себя и своих детей, ведь недвижимость можно передавать по наследству. В США лучшие в мире образование и медицина, поэтому недвижимость в Майами может стать для вас самой выгодной инвестицией в будущее ваших детей.
Инвесторы могут не только лично использовать приобретенную недвижимость, но и сдавать её в аренду?
Могут. Если инвестор предпочитает зарабатывать на своей доле, мы возьмем на себя функции арендодателя и будем размещать объявления на Airbnb, Booking.com, Hotel.com, Trip Advisor и других площадках. Инвестор получает арендную плату, а мы — небольшую комиссию за услуги поиска арендаторов. Даже если сдавать квартиру за минимальную цену — сто долларов в сутки, за 4 года можно полностью вернуть свои инвестиции.
Важно, что доля каждого инвестора будет расти в цене, на 2-3 процента ежегодно. При желании ее (долю в этой квартире) всегда можно продать подороже. К тому же я уверен, что если один инвестор захочет продать свою часть, кто-то один из условных 20 собственников обязательно захочет её выкупить.
Есть еще вариант home exchange, вещь, довольно популярная в США. Люди регистрируются на соответствующем сайте и договариваются обменяться жильем на какое-то время — для отдыха или решения деловых вопросов. Причем меняются люди из разных уголков земного шара: например, владелец квартиры в Майами и хозяин частного дома в Новой Зеландии. Ничего доплачивать при этом не нужно, чистый бартер.
Насколько важно хорошо знать английский язык для того, чтобы жить в Майами месяц в году?
Можно вообще его не знать. В США 7 миллионов русскоговорящих эмигрантов из стран СНГ, из которых 1 миллион проживает в Нью-Йорке. В Майами, особенно в районе Sunny Isles, действительно много приезжих из России. Дом, в котором мы собираемся покупать квартиру, расположен рядом с домами звезд российского шоу-бизнеса.
Каким должен быть потенциальный инвестор, участник Вашего проекта?
Он должен быть порядочным. Больше требований никаких. Каждый инвестор, обладая частью недвижимости, обязан ежегодно платить налог за свою долю. Это общий закон для всех владельцев недвижимости в США, и его нельзя не соблюдать. Двадцатая часть налога — деньги небольшие, но инвестор обязан их платить в срок, чтобы не подводить остальных партнеров. Могу сказать, что за время жизни в США мне попадались только порядочные бизнес-партнеры.
Какие гарантии получают Ваши инвесторы взамен своих вложений?
Во-первых, его права собственности гарантированы Конституцией США. Иностранцы свободно могут покупать имущество в Штатах, лично или по доверенности. Поскольку за коррупцию и финансовые махинации здесь сразу сажают в тюрьму, могу точно утверждать, что бизнес в США работает честно и прозрачно, особенно по сравнению с Россией.
Что касается нашей организации, то юристы как раз работают над договором об отношениях между инвесторами, в котором прописаны все возможные проблемы и штрафные санкции на случай если, к примеру, гости одного инвестора испортят в квартире диван или другое имущество. Мы прорабатываем возможные спорные моменты, чтобы решать все вопросы исключительно в правовом поле.
То есть вы и ваши партнеры застрахованы от любых неприятных ситуаций?
Практически. Самое неприятное, что может произойти, — это плохие отношения между инвесторами, и мы стараемся избежать проблем на этой почве.
На самом деле мне часто задают скептические вопросы типа «А что если...», но я всегда нахожу на них ответы. Если какие-то вопросы остаются открытыми, через некоторое время я нахожу решение. Важно, что на глобальные вопросы ответы уже готовы.
Создается впечатление, что Вы не боитесь трудностей.
Так и есть. Когда я только начинал предпринимательскую деятельность в России, я наблюдал за многими бизнесменами, за тем, как они ведут бизнес, и почему у них получаются те или иные вещи. Я задавал эти вопросы самому себе и вскоре находил ответы самостоятельно.
Я был одним из тех, кто начинал бизнес в Новороссийске. В 2006 году я был единоличным владельцем большой строительной компании в Краснодарском крае, много общался с инвесторами и, по сути, уже занимался краудфандингом: мы в складчину покупали гектары земли и делили их на кусочки. Бывало, что я приходил в чистое поле, где росли лишь заброшенные виноградники, и говорил всем, что мы построим здесь поселок. Сначала все крутили пальцем у виска, но через время, уже после того как мне пришлось покинуть Россию и переехать в США, в тех местах построили целые городки с дорогами и всеми необходимыми коммуникациями.
Вы и сейчас первооткрыватель или такие проекты создавали раньше?
Несколько бизнесменов из России и Украины периодически кооперируются для покупки американской недвижимости. Например, украинский предприниматель Геннадий Балашов владеет зданием во Флориде. Но, насколько я знаю, он собрал вокруг себя всего троих знакомых инвесторов, я же представил свою идею публично и готов сотрудничать с любыми, кто заинтересуется нашим проектом. Так что смело могу утверждать, что наш случай беспрецедентный.
В США краудфандинг набирает обороты — целые небоскребы строятся по принципу краудфандинга, и каждый инвестор остается в выигрыше. Уверен, что в масштабах одной квартиры в престижном доме в Майами мы достигнем успеха еще быстрее.
Сколько инвесторов уже готовы сотрудничать?
Уже есть три человека, которые готовы участвовать, а также титульный спонсор, который лично прилетит в Майами и заключит сделку по покупке квартиры, чтобы хозяин не успел перепродать её кому-то другому. Я также буду одним из инвесторов.
Несмотря на то, что я в основном ориентируюсь на инвесторов из СНГ, мы готовы сотрудничать и с представителями других стран. У денег нет национальности.