04.02.2025
Ликбез по недвижимости
04.02.2025
Ликбез по недвижимости
04.02.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

На создание в калининградских промзонах центров современного искусства требуются сотни миллионов рублей.

В соседних с регионами СЗФО странах Европы понятие "заброшенная промышленная площадка" постепенно утрачивает свою актуальность. Невостребованные заводы и промзоны реконструируются либо в современные производственные центры, либо, что все чаще происходит в последнее время, в культурные зоны и центры современного искусства.

Место есть

Для нашей страны такая трансформация пока в новинку. Хотя на территории субъектов Северо-Западного федерального округа находятся десятки невостребованных промышленных площадок, доставшихся регионам в наследство от Советского Союза. Корреспондент "РГ" выяснил, насколько реально превратить заброшенную промышленную территорию в культурную зону и можно ли зарабатывать на этом деньги.

В Калининграде промышленные зоны занимают территорию в 16 квадратных километров при общей площади города в 216 "квадратов". При этом крупных производств в столице Калининградской области немного, ряд невостребованных промплощадок пустуют в самом центре города. Инвесторов, желающих построить новый жилой дом, торговый или бизнес-центр, как правило, такие земельные участки не интересуют. Слишком много денежных и временных затрат сулит снос или реконструкция старого здания с документальным оформлением изменения назначения объекта недвижимости. Поэтому сейчас территории, которые потеряли свое предыдущее функциональное назначение и не успели приобрести нового, вызывают интерес разве что у диггеров - исследователей подземелий и заброшенных зданий.

На чужих ошибках

Как показывает опыт европейских государств, площадка, непривлекательная с точки зрения реализации коммерческих проектов, может быть интересна организаторам арт-пространств. Яркий пример - культурная фабрика "Корьямо" в Хельсинки, которая появилась на месте нескольких бывших производственных помещений. Сейчас здесь происходят как культурные, так и бизнес-мероприятия: выставки, музыкальные концерты, театральные постановки, ярмарки, конференции, работают музеи и кафе.

На днях в Калининграде прошел семинар, посвященный переобустройству промышленных зон в культурные, в котором участвовал директор "Корьямо" Микко Ляхдеойа. По словам финского эксперта, в прошлом году культурную фабрику в Хельсинки посетили более 130 тысяч человек (почти треть от общего потока туристов, прибывающих в Калининградскую область), а оборот "Корьямо" составил 3,5 миллиона евро.

Еще один пример - Рурская область Германии, центральный город которой, Эссен, страны Евросоюза признали культурной столицей Европы 2010 года. До 1960 года этот немецкий регион был исключительно промышленным, основу экономики Рурской области составляли угольные шахты.

Потом страна перешла на нефть, шахты закрыли, и десятки тысяч человек остались без работы. С помощью государственно-частного партнерства индустриальный регион решили перепрофилировать в туристско-культурный центр. На базе сталеплавильных фабрик и угольных портов появились выставочные и конгресс-центры, бассейны, многочисленные музеи и турбазы.

С одной стороны, трансформация европейских промышленных зон в популярные культурные центры была бы невозможна без активного участия муниципальных, региональных и федеральных властей.

За содержание и аренду зданий хельсинкской культурной фабрики платит муниципалитет, позволяя инвесторам заниматься только содержательным наполнением "Корьямо". Однако даже при наличии таких льгот финская культурная компания, основанная в 2004 году, только недавно вышла на самоокупаемость.

В реструктуризацию Рурской области немецкие власти вложили огромные деньги - больше триллиона долларов. Для сравнения, расходы на программу "Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-2014 годы" в текущем году должны составить 100 миллионов рублей, а проекты обустройства калининградских промышленных зон находятся на стадии мечтаний отдельных энтузиастов.

Вынужденная любовь

С другой стороны, Калининграду и не требуется состязаться с Эссеном в туристической привлекательности городских территорий. Рурская область стала культурно-ориентированным регионом вынужденно: властям необходимо было создать тысячи новых рабочих мест для бывших работников угледобывающих предприятий и заводов. Уровень безработицы в Калининградской области выше средних показателей по СЗФО (9,5 процента трудоспособного населения эксклава), однако целью потенциальных проектов трансформации калининградских промышленных зон будет являться, скорее всего, не трудоустройство неработающих граждан, а развитие городских территорий и увеличение туристической привлекательности региона.

Так или иначе, в регионах СЗФО уже функционирует ряд культурных центров, расположенных на территории бывших промышленных зон. Наиболее успешный пример - лофт-проект "Этажи" в Санкт-Петербурге, который занимает пять этажей промышленного здания. Лофт, кстати, это иностранный термин, обозначающий любое промышленное пространство, изменившее свою основную функцию. Первые лофты появились в Нью-Йорке. Художники, которые там селились, устраивали в лофтах предпоказы своих работ для родственников, друзей и коллег.

- Мы выбрали для реализации нашего проекта здание бывшего Смольнинского хлебозавода, типовой объект 1937 года постройки, - рассказывает "Российской газете" директор и создатель лофт-проекта в Петербурге Мария Ромашева. - Оно привлекло отличным расположением - в самом центре города с близостью станций метро. Помещение досталось нам после пожара по более чем умеренной арендной ставке. Однако объем инвестиций был значительным, даже с учетом отсутствия необходимости проводить капитальные работы. Сейчас здесь проходят культурные мероприятия, есть кафе, креативное студенческое общежитие, книжный магазин и многое другое.

По словам Марии Ромашевой, коммерческие элементы давно окупили себя и приносят прибыль, оказывая спонсорскую помощь культурной части проекта. Кроме того, присутствие "Этажей" положительно повлияло на район в целом: изменился контингент жителей, выросли ставки коммерческой аренды в близлежащих бизнес-центрах. "Для развития крупных объектов бывшего промышленного назначения необходим комплексный подход, - продолжает директор и создатель лофт-проекта. - На первый взгляд инвесторов могут напугать высокие сроки окупаемости, однако, рассматривая проект в перспективе и с учетом всех стратегических преимуществ (создание новой среды и бизнес-объектов, образование жителей города, повышение общей стоимости недвижимости), он может выглядеть более чем привлекательным. Если подходить к планированию стратегически, учитывая социально-экономические последствия проекта для города, можно получить щедрые дивиденды".

Комментарий

Андрей Шаховнин, партнер консалтинговой компании "Лигерион Групп":

- С одной стороны, количество промышленных объектов, размещенных на земельном участке, пропорционально увеличивает определенные юридические риски реконструкции или строительства. Как показывает практика, встречаются ситуации, когда права на здания, сооружения, коммуникации на проверку оказываются оформленными с нарушениями законодательства либо не оформлены вовсе.

Достаточно распространены ситуации, когда объекты, предназначенные для переобустройства, являются предметом залога или спора, находятся под иным обременением, например арестом. Инвестор может столкнуться с такими трудностями, как необходимость урегулирования споров с предыдущими правообладателями или необходимость проведения ревизии законности той же приватизации.

В случае с освоением незастроенного участка риск споров с предыдущими владельцами недвижимости априори отсекается. Поэтому с этой точки зрения построить культурный объект или объект иного рода "с нуля" значительно проще, чем перепрофилировать для этого промзону. Впрочем, задача облегчается и в том случае, если инвестор сам является первоначальным собственником промзоны.

В то же время иногда проще реконструировать, чем строить заново. Освоенная территория воспринимается иначе. Обычно уже решен вопрос с подключением к инженерным коммуникациям, хотя бы фактически, что позволяет избежать дополнительных затрат. Здесь также важно оценить юридическую ситуацию с землей. Если земельные участки уже оформлены, зачастую изменить их разрешенное использование в соответствии с правилами землепользования и застройки легче, чем затевать процедуру оформления заново.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
На переговорах

Как заключить договор аренды недвижимого имущества юридическим лицам с 1 марта 2025 года

Договор аренды, заключаемый на срок более одного года, подлежит государственной регистрации. Все документы, в том числе соглашения о расторжении, стороны обязаны подать в Росреестр только в электронном виде.
00
Строительство кирпичного дома в деревне

Процент застройки земельного участка

Собственность на земельный участок совсем не означает возможность поступать у себя во владениях по принципу «что хочу — то и ворочу». Есть требования законодательства, которые собственник земельного участка должен соблюдать.
00
Банк ДОМ.РФ, логотип

Более 100 компаний проявили интерес к акселерационной программе по привлечению инвестиций

Банк ДОМ.РФ совместно с компанией Moscow IR Accelerator познакомил представителей компаний МСБ, заинтересованных в привлечении внешнего финансирования, с программой инвестиционного акселератора.
00
BENEFIT COLLECTION Sochi Chalet графика

NF GROUP выступит генеральным партнером компании «Атлас Девелопмент» в реализации объектов девелопера в Сочи

Компания NF GROUP заключила соглашение с девелопером «Атлас Девелопмент» для продвижения и реализации премиальных курортных объектов в Сочи.
00
Клубный город-парк «Фрунзенская набережная»

В Москве зафиксирован рекордный объем элитного жилья – 3 тысячи лотов

На первичном рынке элитной жилой недвижимости Москвы объем квартир и апартаментов в экспозиции к декабрю 2024 года увеличился на треть, достигнув рекордных 3 тыс. лотов.
00
bnMAP.pro логотип

В мегаполисах России продолжается снижение числа стартов новостроек

Снижение количества стартов новых проектов продолжается – лишь 12 новых проектов (15 корпусов) вышло в продажу в мегаполисах России в январе 2025 года.
00
LEGENDA Intelligent Development логотип

Итоги 2024 года: стагнация доли сделок в бюджете 5–7 млн рублей, рекорды высокобюджетного сегмента

Специалисты девелоперской компании LEGENDA рассказали о главных тенденциях рынка недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге в 2024 году.
00
Росреестр

Росреестр ввел в эксплуатацию онлайн-сервис для предварительного расчета госпошлины

Новый сервис «Калькулятор госпошлины» поможет предварительно рассчитать размер пошлины за проведение кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости.
00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

Объем сделок купли-продажи на рынке офисной недвижимости Москвы почти сравнялся с объемом сделок аренды в 2024 году

В 2024 г. зафиксирован рекордный объем сделок купли-продажи на рынке офисной недвижимости столицы - 855 тыс. квм. (без учета инвестиционных сделок купли-продажи готовых проектов с существующим арендным потоком).
00
Третий клубный дом «Река» в Раменках, графика

«Донстрой» завершил разработку котлована для «Реки.3»

Компания «Донстрой» завершила разработку котлована третьего клубного дома «Река», входящего в состав проекта комплексного освоения территории в Раменках, где компания ввела в эксплуатацию уже более 425 тыс. квм. недвижимости.
00
Горнолыжный курорт, туристы с лыжами

Средняя стоимость ски-пассов на горнолыжных курортах в России выросла за год на 17%

Прирост цен в 2024 году в разных горнолыжные курорты России варьировался от 4% до 36%, что связано с развитием инфраструктуры и ростом популярности горнолыжного туризма в стране.
00
ЖК «Достижение» январь 2025

«Достижение» ввели в эксплуатацию

Дом с самым большим в России фасадом в стиле ар-деко расположен в окружении разнообразных парков Останкино. Ключи от квартир жителям Sminex планирует начать выдавать в конце февраля.
00
Метриум Групп, логотип компании

Кладовые на первичном рынке Москвы подорожали на 21% за год

Аналитики компании «Метриум» подвели итоги 2024 года на первичном рынке кладовых (келлеров) «старой» Москвы. Объем предложения за год сократился на 1,3%, спрос вырос на 11,3%.
Или войти с помощью: